Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях. Логопедические упражнения для дошкольников  
5
13400

В данном альбоме представлена система упражнений по автоматизации звука Рь. Материал, предложенный автором, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звука у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

Регулярные занятия с ребенком будут способствовать автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке и соответствующей букве, формированию навыка звукобуквенного анализа слогов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления. Всё это является в свою очередь своевременной профилактикой дисграфии и дислексии.
В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы игры и задания могут использоваться логопедом комбинированно.

Автоматизация звука Рь проводится по традиционной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звука Рь изолированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.

1.    Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленные на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно.

2.   Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при движении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующего хода. Например, пряники — вверх, грядка — налево, гриб — вниз...».

3.   Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа: ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмеченной звездочкой, - через одну.

Плоские игрушки для проведения игр с лабиринтами: моряк, принц, тигренок, волшебная палочка, волшебный фотоаппарат, волшебный экран.

Прежде чем начать играть, картинки необходимо вырезать, сложить по пунктирной линии и склеить. У моряка, принца, тигренка предварительно необходимо отогнуть в стороны белые клапаны-подставки (для придания игрушкам устойчивости).

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1, 2 предполагают удержание статической позы под счёт до 5 (до 10); упражнения 3—6 выполняются 10—15 раз.

Упражнение «Спортивный свисток». Футбольная команда уже собралась, а тренер Боря почему-то опаздывает. Помоги Боре быстро добраться до стадиона. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Рь-Рь-Рь... — ведь именно так звучит свисток тренера.

Упражнение «Песенки». Маленький тигрёнок никак не может научиться рычать. Ему помогут слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с тигрёнком. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Рь в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить еще раз.)

Лабиринт 1

             Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение!

Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Взрослый называет любые 2—5 картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Рь.

Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку
волшебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется несколько раз.)

Лабиринт 2

Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Шумит... (море).

Лабиринт 3

Упражнение «Живое — неживое»*. Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а затем — неживые предметы.

Упражнение «Что делает?» Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше ответов. Образец: Пескари что делают? — Пескари плещутся, плавают, выныривают...

Упражнение «Хлопушки»*. Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяя количество слогов хлопками. Затем я загадаю и прохлопаю по слогам слово, а ты отгадай его.

Лабиринт 4

Упражнение «Загадки». Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующую картинку и назови слово. Образец: дальняя, маленькая, русская... — деревня.

Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним предложение. Образец: Боре подарили тёплые варежки.

Упражнение «Половинки»*. Я загадаю слово и назову его половинку (начало или конец). А ты добавь недостающую часть слова и проговори его целиком. Образец: скво...-рец, скворец; -ня — дерев-, деревня. Картинки помогут тебе справиться с заданием.

Лабиринт 5

Упражнение «В гостях у гномов». Я назову большой предмет, а ты назови маленький.
Образец: гриб — грибок. Есть ли слова, которые нельзя изменить?

Упражнение «Придумай сам». Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше ответов. Образец: Грива какая? — Длинная, пышная, серая...


Упражнение «Найди меня»*. Посмотри на звуковую схему и найди слово, которое я загадала. (Логопед выкладывает цветными фишками звуковую схему выбранного слова, а ребёнок проводит звуковой анализ и находит соответствующее слово.)

Лабиринт 6

Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки, измени их названия. Образец: дверь — двери.

Упражнение «Доскажи словечко»*. Я произнесу начало предложения, а ты закончи его,
выбрав подходящее слово-картинку. Образец: На суку сидит старый... (глухарь).


           Упражнение «Вчера, сегодня, завтра»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним предложения по образцу. Образец: Вчера из янтаря сделали брошь. Сегодня из янтаря делают брошь. Завтра из янтаря сделают брошь.

Упражнение «Четвёртый — лишний». Помоги Андрею. Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, четко произнося звук Рь.

Логопедическе упражнение «Телефон». Игорю и Рите нравилось загадывать друг другу слова по телефону. Нужно прослушать три слова и повторить их без ошибок. Поиграй вместе с ребятами. Послушай ряды слов и повтори их, отчётливо произнося звук Рь.

             

Упражнение «Аналогии». Рассмотри и назови картинки. Соедини друг с другом подходящие картинки из красной и синей рамочек. Составь словосочетания по образцу. Образец: моряк и якорь (скворец и скворечник, брюки и ремень, снегирь и рябина,
абрикосы и варенье, грядки и редис).

Логопедческое упражнение «Посчитай». Ребята пришли в огород и решили посчитать овощи, которые там выросли. Образец: одна редиска, две редиски... Каких овощей больше? Каких — меньше? Посчитай овощи в обратном порядке по образцу. Образец: пять редисок, четыре редиски...

Упражнение «Подружи слова». Этот принц — иностранец. Он плохо говорит по-русски и часто путает слова в предложениях. Помоги ему: «подружи» слова и произнеси предложения правильно. Образец: Грядка, репа, расти, на. — Репа растёт на грядке.

Логопедическое упражнение ля детей 4-6 лет «Четыре времени года». Рассмотри и назови картинки. Какая картинка к какому времени года относится? Соедини картинки с изображениями времён года. Составь предложения. Образец: Сирень цветёт весной.

Упражнение «Рифмы». Послушай начало фразы и закончи её подходящими словами. Повтори фразы полностью. Справиться с заданием тебе помогут картинки. Образец: Ри-ри-ри, ри-ри-ри — прилетели... — Ри-ри-ри, ри-ри-ри — прилетели снегири.
Сочини новые фразы-рифмы с этими или другими слогами и словами. Последнее слово каждой фразы-рифмы должно заканчиваться слогом, повторяющимся в первой её части. Образец: Ри-ри-ри, ри-ри-ри — ярко светят фонари.

Логопедические упражнения для детей 4 - 6 лет «Загадки». Послушай и отгадай загадки. Справиться с заданием тебе по-
могут картинки. Соедини загадки с картинками-отгадками. Повтори названия всех картинок-отгадок.

Упражнение «Пересказ с картинками». Повтори каждое предложение, заменяя картинки словами. Перескажи рассказ с самого начала. Придумай название рассказу.

Логопедическое упражнение для детей 4 - 6 лет «Весёлый поезд». Помоги пассажирам отправиться в путешествие на весёлом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук Рь. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). Проведи линию- дорожку от каждого пассажира к его вагончику.

Логопедические упражнения для детей 4 - 6 лет «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Рь. Найди слова, в которых звук Рь находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом — названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.

Упражнение «Раскрась звуковую схему». Используя цветные карандаши, раскрась звуковую схему каждого слова. Синим цветом обозначь твёрдые согласные звуки, зелёным цветом — мягкие согласные звуки, красным — гласные звуки.


Упражнение «Подбери слова на слоги». Прочитай слоги. Найди картинки, названия которых начинаются на эти слоги, и назови их. Тебе помогут стрелки. Сколько стрелок идёт от слога, столько и картинок начинается на данный слог. Образец: рё — рёва.

Упражнение «Волшебная дорожка». Помоги богатырю дойти до терема Кощея Бессмертного и спасти царевну. Для этого прочитай слоги и слова на волшебной дорожке. Составь предложения с прочитанными словами.

 

Упражнение «Слоговое лото». Помоги ребятам собрать сыроежки. Прочитай записанные на шляпках этих грибов слоги и составь из них слова. Слоги одного слова записаны на сыроежках с одинаковыми шляпками. Составь предложения с получившимися словами.

Упражнение «Собери слово». Выполни задания моряка Андрея, и ты узнаешь, какие слова он загадал. Запиши получившиеся слова в пустые клеточки. Составь по 2—3 предложения с каждым словом. Какие ещё слова со звуком Рь о море и моряках ты знаешь?
Объясни значение этих слов. (Пристань, рифы, фрегат, бриз, горизонт...)


Первый ход     — буква, отмеченная

красной звёздочкой.
Второй ход     — две клетки вверх.
Третий ход      — три клетки вправо.
Четвёртый ход — две клетки вниз.
Пятый ход       — одна клетка вправо.

Первый ход     — буква, отмеченная

зелёной звёздочкой.
Второй ход     — три клетки вниз.
Третий ход      — три клетки влево.
Четвёртый ход — одна клетка вверх.
Пятый ход      — одна клетка влево.

Логопедческие упражнениея для детей 4 -6 лет «Расшифруй слова». Помоги стрекозе отгадать слова. Составь их из первых букв слов-названий картинок и запиши в пустые клеточки.

Комарова, Л.А.

К63      Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. —
М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.

Читайте еще материал по Логопедии

Грамматические игры с детьми 4 - 6 лет. Логопедическая грамматика

Логопедические упражнения для мальчиков.

Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях.

 

Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
1Комментарии

отличная книжечка, был бы цветной принтер распечатала тут же а пока в копилочку

Другие страницы по этому интересу

Правила

Это страница для твоих проектов!

Твой Дневник! Твои идеи! могут быть здесь!

Делись опытом и знаниями, обсуждай интересы!

Зачем размещать статьи и мастер-классы на сайте "Мамина страница"?

Прямой эфир
ВсеТоп-10 страниц
Статьи

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя *
Email *

Сообщение

Введите код с картинки

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: