Грамматические игры с детьми 4 - 6 лет. Логопедическая грамматика  
2
11857

Предлагаемое вашему вниманию практическое пособие по грамматике дает возможность познако­мить ребёнка дошкольного возраста со всеми грамматическими формами родного языка. Рассматривая картинки и отвечая на вопросы к ним, ребёнок в процессе игры постепенно осознает смысл каждой грамматической формы и учится правильно употреблять их в собственной речи. В игровой форме будет учиться проводить свои первые наблюдения за родным словом, у него разо­вьются чуткость и интерес к форме своей речи.

Рекомендации по проведению игр-занятий по логопедической грамматике с детьми 4 -6 лет

Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, так как материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием сидеть с книгой и рассматривать картинки, а другой, наобо­рот, не может находиться в покое ни минуты, поэтому нельзя точно сказать, сколько времени нужно потратить на занятие — оно индивидуально для каждого ребёнка и зависит от степени утомляемости малыша. Ориентировочная продолжительность занятия — от 8 до 25 минут.

Обстановка во время игры-занятия должна быть живой, непринуждённой. Занимаясь с малышом, делайте перерывы, как только заметите, что он утомился. Помните, что занятия, пусть даже игровые, для ребёнка нелегкий труд.

Если ваш юный ученик с легкостью выполняет предложенное ему задание, переходите к следующе­му. Если ребёнок по какой-либо причине не может выполнить простое задание, то переходить к более сложным не имеет смысла. В том случае, когда грамматическое упражнение не получается, отложите его на время и вернитесь к заданию в другой раз на «свежую голову». Не пытайтесь сразу же добиться результата, если видите, что малыш устал и утратил интерес к игре, ведь ребёнок дошкольного возраста запоминает лишь заниматься.

Если вдруг получится так, что какая-либо игра с малышом уже проводилась и он утратил к ней интерес, но при этом еще не полностью усвоил материал, то при повторном проведении игры предложи­те ребёнку роль не ученика, а учителя. Пусть он научит своего плюшевого мишку или любимую куклу правильно говорить. А вы, наблюдая за уроком, лишь иногда ненавязчиво подскажите нужное слово. И самое главное — как можно чаще хвалите малыша, даже за небольшие успехи.

Помните: Учиться надо весело, Чтоб хорошо учиться.

Желаем успехов вам и вашему малышу. Пусть наша русская речь всегда будет правильной и красивой.

Скачайте картинки с логопедическими упражнениями и распечатайте, сделайте свое пособие для занятий с ребенком. 

ИСПРАВЬ ОШИБКИ
 
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.
 
Методические указания. Взрослый читает малышу рассказ медленно, чётко, голосом выделяя ошибки и мимикой подсказывая, где автор сделал ошибку.
 
Жил-был человек рассеянный. Он не только всё делал наоборот, но и говорил всё наоборот. Хочет человек рассеянный что-то сказать, а слова у него путаются, друг другу мешают. Ничего понять нельзя. Вот что он сказал:
 
Дед в печи, дрова на печи.
 
На столе сапожки, под столом лепёшки.
 
Овечки в речке, караси у печки.
 
Под столом портрет, над столом табурет.
 
Помоги рассеянному — скажи правильно.
 
КТО ГАЕ
 
Цель: закрепление употребления предлогов.
 
Методические указания. Взрослый просит ребёнка рассказать о месторасположении каждого существа и предмета на картинках. Если малыш испытывает затруднения, взрослый должен задавать наводящие вопросы. Описывая картинку к сказке «Репка», ребёнок должен употреблять предлоги за и перед.
 
Посмотри на картинку к сказке «Репка» и скажи, кто где находится.
 
Бабка за дедкой. Внучка за бабкой. А дальше? Дедка перед бабкой. Бабка перед внучкой. А дальше?
 
 
 
 
 

СЛОВА-ИНОСТРАНЦЫ

Цель: употребление несклоняемых существительных.

В русском языке есть слова, которые пришли из других стран, из других языков. Это слова-иностранцы, они особенные. Неко­торые слова-иностранцы всегда звучат одинаково и никогда не меняются.

Послушай фразы с этими словами:

У меня одно пальто, а на вешалке висит много пальто.

Паша учится играть на гитаре и пианино.

На столе стоят два стакана чая и три чашки кофе.

Однажды слова-иностранцы собрались вместе и сочинили це­лый рассказ.

День рождения

Сегодня у Вовы день рожденья. К нему пришли Таня и Ваня. Они принесли подарки. Эти подарки они сделали сами. Таня подарила Вове панно. Она смастерила его из сухих листь­ев и мха. Ваня сделал маску тигра из папье-маше и нарисовал кенгуру.

Вова угощал своих друзей яблочным пюре и лимонным желе. Мама приготовила вкусный кофе со сливками и сладкое какао. Дети ели пирог с киви, а потом эскимо.

Ребятам было весело. Сначала они смотрели интересное кино. Потом Таня играла на пианино, а Вова и Ваня пели песни.

Вечером Таня и Ваня отправились домой. Они надели свои пальто и вышли на улицу. Дети перешли шоссе, спустились в метро и быстро доехали домой.

ЧТО В МАГАЗИНЕ?
 
Цель: согласование прилагательного с существительным во множественном числе.
 
Методические указания. Начинает игру взрослый. Он даёт ребёнку образец ответа.
 
Ответь на вопрос.
 
У меня красное яблоко, а в магазине? В магазине красные яблоки.
 
У меня зелёный огурец, а в магазине?
 
(В магазине зелёные огурцы.)
 
У меня тёплая куртка, а в магазине? (В магазине тёплые куртки.)
 
У меня новый самокат, а в магазине? (В магазине новые самокаты.)
 
У меня воздушный шар, а в магазине? (В магазине воздушные шары.)
 
У меня вкусный пряник, а в магазине? (В магазине вкусные пряники.)
 
У меня меховая шапка, а в магазине?
 
(В магазине меховые шапки.)
 
У меня интересная книга, а в магазине? (В магазине интересные книги.)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПОХОЖИЕ СЛОВА
 
Цель: употребление возвратных и невозвратных глаголов.
 
Слова, которые я тебе сейчас скажу, очень похожи и отличаются друг от друга лишь маленьким «хвостиком» — «-ся». Послушай: одевает — одевается, умывает — умывается, качает — качается. Маленький хвостик «-ся» раньше был словом «себя». Поэтому «одевается» означает «одевает себя», «умывается» — «умывает себя», «качается» — «качает себя».
 
Теперь я буду называть разные слова, а ты показывай нужные картинки.
ВЕСЁЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
 
Цель: употребление приставочных глаголов.
 
Методические указания. Игра проводится несколько раз. В первый раз взрослый зачитывает текст маршрута, делая короткую паузу после каждого глагола, а малыш показывает маршрут на картинке. В следующий раз взрослый молчит, а ребёнок и «ведёт» машину, и комментирует её передвижение. Можно предложить малышу совершить путешествие в обратном направлении.
 
Веди указательным пальцем по дороге так, как должна ехать машина. Будь внимательным шофёром — проведи машину точно по её маршруту.
Машина ехала, ехала, до горы доехала; в гору въехала, с горы съехала, дальше поехала. Яму объехала, до речки доехала; по мосту проехала, рельсы переехала и домой приехала.
 
А теперь сам расскажи, какой у машины был маршрут.
 
 
 
 
 
СКАЖИ, КАК
 
Цель: образование наречий от прилагательных.
 
Я буду задавать тебе вопросы. Чтобы на них ответить, тебе придется придумать новое слово.
 
Руки чистые. Значит, девочка их помыла как? Чисто. Быстрая езда. Значит, мы едем как? (Быстро.) Чемодан лёгкий. Значит, нести его ... (легко). Вечер тёмный. Значит, на улице ... (темно). Мальчик смелый. Значит, он поступил как? (Смело.) Рассказ весёлый. Значит, читать его ... (весело). День жаркий. Значит, на улице ... (жарко).
 
СКАЖИ НАОБОРОТ
 
Цель: употребление наречий-антонимов.
 
Я скажу слово, а ты подбери к нему другое слово, которое имеет противоположный смысл. Вот послушай:
 
Хорошо — плохо, чисто — ... (грязно), грустно — ... (весело), рано — ... (поздно), тихо — ... (громко), жарко — ... (холодно), узко — ... (широко), быстро — ... (медленно), мокро — ... (сухо), далеко — ... (близко), высоко — ... (низко).
СРАВНИ И СКАЖИ
 
Цель: употребление сравнительной степени наречий.
 
Помоги закончить предложение.
 
Утром светло, а днём ещё светлее. Вечером темно, а ночью ещё ... (темнее). Осенью холодно, а зимой ещё ... (холоднее). В пальто тепло, а в шубе ещё ... (теплее). Весной солнце светит ярко, а летом ещё ... (ярче). Весной птицы поют звонко, а летом ещё ... (звонче). Черепаха ползёт медленно, а улитка ещё ... (медленнее).
 
 
 
 
 
 
Вопросы и задания
 
Методические указания. Ребёнок, отвечая на вопросы, должен видеть картинки и показывать на них соответствующие предметы.
 
Как звали братцев? (Красный карандаш, Синий карандаш, Жёлтый карандаш, Зелёный карандаш.)
 
Что нарисовано на картине Зелёного братца? (Зелёный дом, зелёный забор, зелёная трава, ...)
 
Что ты видишь на картине Синего братца? (Синий дом, синий забор, синюю траву, ...)
 
Чем предлагал полюбоваться Жёлтый карандаш? (Жёлтым домом, жёлтым забором, жёлтой травой, ...)
 
Чего на свете не бывает? (Зелёной реки, зелёного солнца, ...)
 
Какая картинка понравилась тебе больше всех? Расскажи, что на ней нарисовано.
 
ЛИТЕРАТУРА
 
Агранович 3. Е.. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб.: Детство-пресс, 2001.
 
Бородич А. М. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981.
 
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М.р Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1990.
 
Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. — СПб.: Союз, 1999.
 
Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаиче в а А. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1984.
 
Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника: Метод. пособие с илл. — Екатеринбург: Арго, 1996.
 
 

Новиковская О.А., Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4 - 6 лет.-СПб.:КОРОНА-Век, 2008.-80с.

 

Читайте еще материал по Логопедии

Логопедические упражнения для мальчиков.

Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях.

Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях. Логопедические упражнения для дошкольников

Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
2Комментарии

Спасибо Елена Хороший материал, возьму на заметку, у моей доченьки такая проблема на женский род она говорит мужским и на оборот. Папа у нас всегда приехала, сделала, дала. Ни как не могу её научить говорить правильно.

Елена Zh 14:44 11.06.2014

Мы тоже взяли эту книжку с собой за город, надеемся дойдут руки позаниматься, очень хорошая книжка, много полезного. Рада, что тебе пригодится!

Другие страницы по этому интересу

Правила

Это страница для твоих проектов!

Твой Дневник! Твои идеи! могут быть здесь!

Делись опытом и знаниями, обсуждай интересы!

Зачем размещать статьи и мастер-классы на сайте "Мамина страница"?

Прямой эфир
ВсеТоп-10 страниц
Статьи

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя *
Email *

Сообщение

Введите код с картинки

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: