Как подготовить ребенка к школе: мыслительные способности  
6
3394

За год-полтора до поступления в первый класс родители начинают задумываться о том, как подготовить ребенка к школе. От многочисленных красочных пособий, предлагаемых в Интернете и оффлайновых магазинах, глаза просто разбегаются: выбрать наиболее полное, адекватное и при этом доступное по цене оказывается суперзадачей. «Мамина страница» поможет заботливым взрослым сделать дошкольные занятия целенаправленными, эффективными и интересными. Сегодняшняя публикация станет первой в цикле «Как подготовить ребенка к школе» и посвятим мы ее развитию мыслительных способностей.

Чтобы учеба с самых первых дней вызывала у ребенка больше радости, чем затруднений, он должен уметь сопоставлять предметы по различным признакам, классифицировать, выводить последовательности, объединять несколько предметов в общую категорию и давать ей правильное название, делать выводы на основе полученной информации, выполнять в уме задачи, требующие ориентирования в пространстве. Само собой, к старшему дошкольному возрасту уже должны быть сформированы понятия верх/низ, право/лево, спереди/позади, близко/далеко и др.

Самое важное в регулярных домашних занятиях – это не надоесть, не отбить охоту. Если мама замечает, что какой-то тип упражнений, к примеру, лабиринты дается малышу слишком тяжело, стоит поискать новую форму подачи. Картинку-лабиринт может заменить аналогичная по сути объемная игрушка или онлайн-игра, доступная по возрасту. По возможности нужно научить сына или дочку решать все нижеперечисленные задачи, используя детские развивающие журналы, публикации на ресурсах, посвященных материнству и детству, онлайн игры на специализированных порталах.

Дети выносят приобретенные мыслительные умения за пределы книжных пособий, с помощью которых мы планируем подготовить их к школе. И этим тоже можно воспользоваться в любых подходящих условиях: на прогулке, рассматривая витрины магазинов, в песочнице. Недавно я гуляла со своими девочками около подъезда и разговаривала с соседом. В окне второго этажа появился еще один сосед. Я поздоровалась – Олеся тоже подняла голову. Она несколько раз перевела взгляд с одного мужчины на другого и громко спросила: «Мам, а эти дяди одинаковые или разные?» И правда, не замечаемое мной ранее внешнее сходство заключалось в худом лице, смуглой коже, темных волосах и усах одной формы, а также сигарете. Все улыбнулись, а я про себя порадовалась: найти различия между двумя картинками у нас долго не получалось, а теперь – любимая игра.

Блок заданий на сравнение

  • Найди и покажи контур (тень), который соответствует предмету. Интересно играть в теневое лото, варианты которого найдутся в Сети – останется только распечатать.
  • Найди отличия между картинками и обведи их в кружок. Посчитай, сколько отличий ты нашел. Пары изображений могут быть двух видов: отличия в содержании (есть цветочек-нет цветочка) и отличия в цветах (красная пуговица-желтая пуговица), можно и комбинированные. Параллельно закрепляем арифметические навыки: всего десять отличий, три нашли, сколько еще осталось? 

  • Найди и соедини линией одинаковые предметы. Этим можно заняться и без книг, сортируя детские или папины носки по парам, а также рукавички ;)
  • Что нового появилось на картинке по сравнению с предыдущей (ряд из четырех-пяти изображений).
  • Сравнение по длине, ширине, высоте и т.д. Отличные раскраски на эту тему есть на нашей странице «Противоположности». Если вы ее еще не видели – непременно зайдите. Ну очень полезный материал, который легко скачать.
  • На какую геометрическую фигуру похож этот предмет?
  • Находим сходства и различия помимо внешней формы. Сравниваем животных, морских обитателей, растения, предметы домашнего обихода. Чем похожи и отличаются нож и ножницы, белка и заяц, акула и дельфин. Замечательно, если удастся найти познавательный мультик или фильм о животных и подытожить его просмотр таким упражнением. Подойдет и мультсериал «Смешарики»: герои имеют внешнюю схожесть с реальными животными и между собой, но отличаются способностями, привычками, недостатками.

Блок заданий на классификацию

  • Назови предметы в ряду одним словом.
  • Рассортируй предметы на две (и более) группы.
  • Найди лишнее (слово, изображение) и мотивируй свое решение.
  • Чем похожи все предметы в группе (цвет, форма, назначение и т.д.).
  • Найди логическую (смысловую) пару (тюльпан-ваза, кровать-будильник).

Блок заданий на поиск закономерностей

О том, как подготовить ребенка к школе, уже неоднократно рассказывалось в рубрике «Развитие ребенка, не посещающего детский сад». В материале, посвященному использованию дидактических карточек, описаны упражнения для развития связной речи. Эти же комплекты картинок задействуются ближе к школе: выложенные в произвольном порядке карточки ребенок должен превратить в сказку с последовательным развитием событий. Другие задания:

  • Закончи ряд (чередования из двух и трех предметов).
  • Собери бусы с определенным рисунком (берем бусины или бисер разной формы, размера, цвета, начинаем с простого чередования через один).
  • Детские судоку – непростые, но очень интересные игры. В них обычно используются не цифры, а геометрические фигуры или известные ребенку предметы.

  • Определи, что было раньше. Как думаешь, что произойдет раньше, а что позже? Например, у меня каша теплая и я ем быстро, а у тебя горячая и приходится остужать. Кто съест первым?
  • В какой последовательности строится дом, развивается человек, вырастает дерево.

Блок заданий на умозаключения

Логические задачи очень интересны и разнообразны, но часто упускаются из виду. Но как же подготовить ребенка к школе без них? Начинаем с простого. Предлагаем две пары картинок. Выкладываем одну пару: строитель-дом. Вторая пара начинается, допустим, пекарем, и ребенок должен догадаться, что будет на картинке рядом (хлеб). Для таких игр удобно использовать лото. Последняя картинка кладется перевернутой или смешивается с двумя-тремя другими.

  • По аналогии можно заканчивать предложения: из тарелки едят, а из чашки - ….
  • Чего на картинке больше: синиц или птиц, машинок или игрушек? Почему ты так считаешь?
  • Выведи умозаключение из рассуждений такого типа. У рыб есть плавники. Карась – рыба, значит у него тоже… И обратные. Кошка – животное, которое живет рядом с человеком. Корова – животное, которое живет рядом с человеком. Значит, все животные одомашнены? Нет, есть и дикие. Ты не любишь гречку и соседка Аля не любит гречку. Значит ли это, что все девочки не любят гречку?
  • Если я выше тебя, то ты … ниже меня. И подобные: если зимой холодней, чем летом, значит летом … теплей, чем зимой.
  • Сложные логические задачи (лучше сделать визуальное сопровождение). Мы купили молоко, кефир и йогурт. Папа не любит кефир, а Олеся хочет йогурт. Что достанется маме?

Блок заданий на пространственное мышление

  • Лабиринты: помоги добраться до цели. Можно распечатать несколько интересных и сложных лабиринтов и обернуть их пленкой (файл, ламинация). Тогда, используя стирающийся маркер, ребенок сможет выполнить задание несколько раз.
  • Подбери заплатку (орнаменты, геометрические фигуры). Найди отломанный кусочек (геометрические тела).
  • Придумай картинку из геометрических фигур различной формы и размера. Для таких занятий как нельзя лучше подходит фланелеграф или фетровая доска. Подробная инструкция по изготовлению есть в статье «Как организовать занятия с ребенком дома. Фланелеграф». Делаем элементы: прямоугольники, квадраты, круги, овалы и треугольники трех размеров. Предлагаем изобразить башенку, цыпленка, зайчика – все, что что хватит фантазии. Обращаем внимание ребенка на то, что меняя положение одних и тех же частей, мы получаем новую фигуру или приводим в движение имеющуюся.

Дорогие мамы-читательницы «Маминой страницы»! Вновь обращаю ваше внимание на развивающие журналы для дошколят. За выполнением интереснейших и красочных заданий ребенок проведет много часов. Посмотрите хотя бы, какие интересные дидактические плакаты, а какие оригинальные игрушки-шнуровки можно встретить в детских журналах! В журналах предлагаются физкультминутки, загадки и скороговорки, аппликации, лабиринты, мини-уроки, всевозможные развивающие упражнения, авторские сказки. Есть множество журналов, рассчитанных на детей старше шести лет (смотри на обложке пометку 6+).

Следующие статьи из серии «Как подготовить ребенка к школе» будут посвящены развитию речи, внимания, памяти, чтению и письму. 

 

Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
13Комментарии
Елена Zh 00:16 18.06.2014

Мы сейчас как раз в Беларуси и взяли в библиотеке журнал "Незнайка", до чего же замечательный журнал! И сказки в нем есть, настольная игра, и загадки, и задачки на развитие мыслительных способностей ребенка и учат рисовать. В общем, ребенок все книжки, что мы привезли с собой даже смотреть не хочет, увлечен журналами. Я вот в Москве такого журнала в продаже не видела. Как-то купила три разных журнала-ерунда, ваще не интересно и не увлекательно. А еще, Алёна, спасибо за статью и рекомендации! Мы как раз в возрасте подготовки, нам все это очень надо!:)

Елена Гаврилко10:08 18.06.2014

Я тоже покупала старшему сыну журналы, а у него к ним ну никакого интереса. Возможно и мы, тоже, пока не нашли "свой". Сегодня как раз в библиотеку собирались, возьмём ещё и у них почитать - там большой выбор детских журналов.
По поводу дидактического материала, сыну тяжело лабиринты даются. А компьютерных игр с лабиринтами мы ещё не пробовали. Алёна, спасибо за подсказку, думаю, что сына должно заинтересовать!

Алена Орабей 10:42 18.06.2014

Елена, я занималась с Олесей по развивающим пособиям и журналам с 6 месяцев. Первые наши книжки - это комплект "Школа семи гномов" от 0 до года. И с младшей занимаюсь с полугода. Вероятно, поэтому сейчас они обе с радостью возятся с карточками (их много и большинство - на плотном картоне, не порвешь), старшая сама берет журналы, когда попадаются на глаза.
Может, причина отчасти в раннем предложении или вы тоже сразу начали?

Елена Гаврилко08:46 19.06.2014
Алена Орабей 10:03 19.06.2014

Спасибо за полезные рекомендации! Мы уже тоже стали заниматься , доче нравится обирать пазлы и по контуру находить предметы. Но ее хватает минут на 5-7, потом ей все занятия надоедают и все разбрасывается. Сколько вообще по времени вы с девочками занимаетесь?

Алена Орабей 18:51 18.06.2014

Марина, насколько я помню, даже младшие школьники удерживают внимание на одном виде деятельности 10-12 минут. Мы тоже так занимаемся, не больше 5-7 минут за раз, потом переходим на другую игру, подвижную. Спасибо Вам, что читаете и комментируете. Мне очень важен отклик и оценка заинтересованных мам.

Алена Орабей 11:24 24.06.2014

Мы тоже занимаемся минут 5-7 это же нормально для возраста 5 младше. А вот с 5 лет, наверное, уже надо ребенка как-то тренировать на усидчивость. Понравились ваши рекомендации по блокам, спасибо!

Алена Орабей 11:27 24.06.2014

Спасибо, что читаете и комментируете, Ирина. А блоки - это и правда удобно. Проще найти новое упражнение, если какое-то оказалось нелюбимым, и при этом ничего не упустить.

Альбина Хайд 09:57 20.06.2014

Очень правильная статья. Именно по идентичным упражнениям я занималась со своими детьми при подготовке их к школе. Но еще к занятиям я постепенно прибавляла прописи, которых у нас сейчас в книжных магазинах очень много. Особое внимание уделяла штриховке и обведению элементов, чтобы у ребенка правильно руку поставить.

Алена Орабей 11:09 20.06.2014

Спасибо, Альбина. Вы словно сквозь страницы смотрите. Следующая публикация как раз посвящена прописям - она уже написана и скоро появится на сайте.

Другие страницы по этому интересу

Правила

Это страница для твоих проектов!

Твой Дневник! Твои идеи! могут быть здесь!

Делись опытом и знаниями, обсуждай интересы!

Зачем размещать статьи и мастер-классы на сайте "Мамина страница"?

Прямой эфир
ВсеТоп-10 страниц
Статьи

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя *
Email *

Сообщение

Введите код с картинки

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: