Читаем книгу Ю.Б. Гиппенрейтер. Урок второй. Мамина помощь или медвежья услуга?  
4
498

Многим знакома ситуация, когда ребенок теряет интерес к сложной игрушке, конструктору или какому-то виду творчества и привлечь его заново не удается никакими средствами. Что ж, довольно часто виной становится неуместное родительское вмешательство. Вам кажется, что дочка/сынок слишком долго и неумело возится с вещицей, материалом? Ну и пусть возится, если процесс нравится и он/она не просит вас о помощи. Когда результат деятельности не соответствует вашим ожиданиям, это вовсе не означает, что работа сделана плохо.

Посмотрим на годовалого малыша, который учится ходить. Вот он отцепился от вашего пальца и делает первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживает равновесие, покачивается, напряженно двигает ручонками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придет в голову поучать: «Разве так ходят? Смотри, как надо!». Или: «Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила, не маши руками! Ну-ка пройди еще раз, и чтобы все было правильно?».

Комично? Нелепо? Но так же нелепы с психологической точки зрения любые критические замечания, обращенные к человеку (ребенку ли, взрослому), который учится что-либо делать сам!

Ребенок часто бывает увлечен рисованием, но ничего путного в альбоме так и не появилось? Конечно, маме хочется, чтобы его старания приносили плоды, умения совершенствовались. Существует вариант ненавязчивой помощи: посетите вместе занятия, мастер-классы, выберите тематический кружок или студию, где сын или дочка будет реализовывать свои художественные способности и при этом развиваться. С другой стороны, посмотрите рейтинг самых дорогих картин мира – неправда ли, искусство многогранно и неоднозначно?

Конечно, иногда неумелое обращение может привести к поломке. Но детям нужно предлагать механически прочные, соответствующие возрасту игрушки, тогда никакие манипуляции не приведут к порче дорогой покупки. Указание на то, что играть нужно именно так и никак иначе, не только обижает ребенка, но и ограничивает его в развитии. Если растущий человек занят реализацией собственной идеи, не вмешивайтесь, пожалуйста, если он не обращается к вам с просьбой помочь или поиграть вместе.

Все знания и навыки, добытые самостоятельно, пойдут на пользу. В процессе деятельности наедине с собой тренируется усидчивость, терпение, выносливость, способность к самообучению, развивается логическое мышление, воображение, крупная и мелкая моторика, ловкость, целеустремленность. Занятие оставит эмоциональный след, и он будет отрицательным, если взрослые станут влезать без приглашения и советовать прочие, на их взгляд, более удачные варианты решения.

И еще один важный аспект. Если ребенок считает, что он уже что-то умеет, нельзя говорить ему «давай, я тебя научу», «давай, я покажу, как нужно/можно/лучше» и тому подобное. Вы считаете, что умеете печь пироги, шить, наносить макияж? Наверняка найдется кто-то, кто делает это лучше, так ведь? Но для себя вы знаете, что ваших умений достаточно, так зачем же вам чьи-то рекомендации?

 

Самое огорчительное, что добрые родительские намерения могут запросто отбить охоту заниматься каким-либо видом работы. Замечали ли вы, что у вас с сыном/дочкой не очень получается лепить, делать аппликации (строить из конструктора, наводить порядок, мыть посуду), а у другого человека выходит отлично? Быть может, папа (бабушка, воспитатель детского сада, педагог детского центра) использует другие методы? И не всегда дело в коллективе, смене обстановки и т.д. Лично мне непросто заниматься с дочкой аппликацией, но в развивающем центре у нее получались красивые поделки даже в раннем возрасте. Посмотрев со стороны на аппликации дочки, сделанные в 2-3 года, я понимаю и начинаю вспоминать свои ошибки на самых первых наших совместных занятиях. А у вас есть похожие примеры?

 

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!»

Задание первое.

Представьте себе круг дел {можно даже составить их список), с которыми ваш ребенок в принципе может справиться самостоятельно, хотя и не всегда совершенно.

Задание второе.

Для начала выберите из этого круга несколько дел и постарайтесь ни разу не вмешаться в их выполнение. В конце одобрите старания ребенка, несмотря на их результат.

Задание третье.

Запомните две-три ошибки ребенка, которые вам показались особенно досадными. Найдите спокойное время и подходящий тон, чтобы поговорить о них.

Уважаемые читатели! На этой странице - содержание второй главы книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». Это переложение текста: оригинал мы не публикуем, чтобы не нарушать авторские права. Спасибо всем, кто читает и комментирует материалы на «Маминой странице».

В следующей публикации мы рассмотрим случаи, когда ребенок обращается за помощью напрямую или дает понять, что нуждается в стороннем участии.

 

Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
3Комментарии
Елена Zh 22:59 15.07.2014

Алёна, спасибо за статью, спасибо за поднятую тему! Понимаю, что вмешиваться не нужно, я даже порой ухожу, когда сын рисует. Но, обучение -это процесс когда один передает свои знания и опыт другому человеку, если хочешь ребенка научить рисовать кошку, то надо показать поэтапно, как это делается, разве не так? И, еще для меня вопрос про усидчивость и аккуратность в работе, стоит ли про это сообщать ребенку? Мы с сыном сегодня рисовали радугу, которую видели на днях. Я на своем листке, он на своем. Выучили считалку "Каждый охотник желает знать где сидят фазаны" и стали рисовать. Сначала сын старался и каждый цвет аккуратно выводил, а потом с 4 цвета-полукруга перестал стараться и линии получались небрежные и неаккуратные, я обратила на это внимание, как бы поступили Вы с таком случае?

Елена Гаврилко09:13 16.07.2014

Да, тема очень актуальная. У нас бабушка всегда и во всём хочет помочь, опережая на шаг желания детей. Я подобную статью давала ей читать, но она посмотрела на меня непонимающим взглядом. А для меня, лично, было особенно интересно и полезно прочитать информацию в рамочке.

Вилена Фомина 09:41 16.07.2014

Очень полезный материал. Я согласна с автором. Своих детей я с самого раннего возраста приучала к самостоятельности. Помогала только в тех случаях, когда просит помощь или вижу что вот-вот заплачет.

Другие страницы по этому интересу

Правила

Это страница для твоих проектов!

Твой Дневник! Твои идеи! могут быть здесь!

Делись опытом и знаниями, обсуждай интересы!

Зачем размещать статьи и мастер-классы на сайте "Мамина страница"?

Прямой эфир
ВсеТоп-10 страниц
Статьи

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя *
Email *

Сообщение

Введите код с картинки

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: