Читаем книгу Ю.Б. Гиппенрейтер. Урок третий. Помоги мне, мама!  
3
814

Довольно часто родительская помощь превращается в медвежью услугу. О том, как именно такое происходит, наглядно рассказано в уроке втором по книге Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». А бывают ли моменты, когда родители напрасно отказываются содействовать своему малышу в играх или занятиях? Оказывается, да – и немало.

- Помоги мне, мама!

- Справляйся сам, я уже сто раз показывала тебе, как это делается (пишется, завязывается, включается, собирается…)

- Папа, я не могу…

- Ты уже взрослый, постарайся и сможешь.

Эти ответы типичны и категоричны. Они являются следствием нашего огромного желания развить в ребенке самостоятельность, усидчивость, терпение, научить его рисовать/писать/строить. Однако в том случае, когда ребенок обращается за помощью, непременно стоит откликнуться и присоединиться. Другими словами, не зовет – занимаемся своими делами, просит – обязательно проявляем участие и помогаем.

Не всегда призыв озвучивается детками напрямую. Они могут, к примеру, сильно нервничать и почти что плакать – очевидно, что удовольствия от самостоятельного исполнения в такой момент малыши не получают. Бывают и жалобы из разряда не могу-не получается-это слишком тяжело (сложно). Или же вы с радостью преподнесли полезную новую игрушку (мозаику, журнал, конструктор, раскраску), а ребенок начал заниматься и вскоре бросил из-за неудачи. Все это сигналы временной неспособности мальчика или девочки реализовать какие-то действия.

В детской психологии есть такое понятие, как «зона ближайшего развития ребенка». Есть дела, доступные ребенку на актуальном уровне развития – это внутренний круг на картинке. Есть то, в чем он просит помощи – это больший круг второго уровня. Постепенно малый круг расширяется за счет большого – малыш учится делать сам то, что вчера вы делали вместе. А зона ближайшего развития – дела, временно выполняемые совместно, начинает включать и вовсе не доступные раньше задачи.

Чтобы этот научный факт понять и принять, придется отказаться от стандартных мерок, сравнений, условностей. Откуда вы знаете, все ли дети в вашей детсадовской группе уже ходят на горшок? И говорить о том, что мой старший уже в два года отлично читал стихи, тоже некорректно – даже если это и правда. Оглянитесь вокруг и увидите, что и вы, мама и папа, далеко не во всем успеваете так, как вам хочется – иногда и полы позже протираем, случается, что опаздываем, да и зарабатывает кое-кто поболее нас.

Чем шире круг дел, выполняемых совместно с ребенком, тем больше в ближайшее время он сможет сделать сам. Занимаясь дружно, можно привить ребенку любовь к различным видам творческих, умственных и физических задач. Ребенок хочет, но стесняется играть во дворе? Придумайте игру на всех и побалуйтесь вместе с детьми – вскоре застенчивый малыш зарядится уверенностью и будет играть со сверстниками без вашего участия. Но правило «ДАВАЙ ВМЕСТЕ» работает только тогда, когда ребенок хочет что-то делать и готов принять вашу помощь.

Многие родители сталкиваются с тем, что дома ребенок говорит о своей неспособности (почистить зубы, надеть колготки, раскрасить картинку), а в садике (гостях, у бабушки) прекрасно управляется с теми же самыми задачами. Подобные ситуации говорят о том, что ребенку хочется и приятно делать что-то вместе с вами. Цените эти моменты, по мере взросления их становится все меньше.

***

Многим из вас, наверное, доводилось учить ребенка кататься на двухколесном велосипеде. Обычно начинается с того, что ребенок садится в седло, теряет равновесие и норовит упасть вместе с велосипедом. Вам приходится, схватив одной рукой руль, другой седло, удерживать велосипед в вертикальном положении. На этом этапе почти все делаете вы сами: вы везете велосипед, а ребенок лишь неумело и нервно пытается крутить педали. Однако через некоторое время вы обнаруживаете, что он начал сам выправлять руль, и тогда вы постепенно ослабляете свою руку.

Еще через некоторое время оказывается, что вам можно оставить руль и бежать сзади, лишь поддерживая седло. Наконец, вы чувствуете, что можете временно отпустить седло, давая ребенку проехать самостоятельно несколько метров, хотя готовы подхватить его снова в любую минуту. И вот настает момент, когда он уверенно едет сам!

***

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Задание первое.

Выберите для начала какое‑нибудь дело, которое не очень хорошо получается у вашего ребенка. Предложите ему: «Давай вместе!» Посмотрите на его реакцию; если он проявит готовность, займитесь с ним вместе. Внимательно следите за моментами, когда можно ослабить ваше участие («отпустить руль»), но не делайте этого слишком рано или резко. Обязательно отметьте первые, даже небольшие самостоятельные успехи ребенка; поздравьте его (а заодно и себя!).

Задание второе.

Выберете пару новых дел, которые вы хотели бы, чтобы ребенок научился делать сам. Повторите ту же процедуру. Снова поздравьте с успехами его и себя.

Задание третье.

Обязательно в течение дня поиграйте, поболтайте, поговорите по душам с ребенком, чтобы время, проводимое вместе с вами, было для него положительно окрашено.

ВОПРОС: Что делать, если мне некогда заниматься с ребенком?

ОТВЕТ: Насколько я понимаю, у вас есть «более важные» дела. Стоит осознать, что порядок важности вы выбираете сами. В этом выборе вам может помочь известный многим родителям факт, что на исправление упущенного в воспитании детей потом уходит в десятки раз больше времени и сил.

 

Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
8Комментарии

Помню у нас была вечная проблема с надеванием носков...Никак сын не мог с ними справится и даже в 6 лет я ему помогала, вернее, говорила именно так, как в статье указано, как ошибка -"старайся сам"...Ну в садике то стыдили и ругали его за неспособность натянуть на себя носки...

Алена Орабей 17:29 20.08.2014

Ну так дипломы у них поотбирать за такую педагогику.

Елена Zh 20:26 20.08.2014
Алена Орабей 06:58 23.08.2014
Елена Zh 10:36 23.08.2014
Елена Zh 11:18 20.08.2014

А у нас проблема с катанием на велосипеде! Не желал сын кататься на трехколесном и на двухколесном не желает...вообще ему не интересно крутить педали! Вот на самокате -это с большим удовольствием, на машинке он катался с радостью, отталкиваясь ногами. Именно из-за этой машинки, думаю и возникла проблема с велосипедом! Не хочет теперь проявлять усилия и крутить педали. Вот соседский малыш также попробовал на машинке отталкиваться ногами и перестал вообще интересоваться трехколесным велосипедом. Я сначала думала, что у нас проблема с качеством велосипеда, перепробовали 3 велика...все не подходят! Решила пока вообще его не напрягать с велосипедом, захочет, научится!

Вилена Фомина 22:42 20.08.2014

Я тоже помогаю детям если у них что-то не получается. у меня дочка долго не умела застегивать тугие пуговицы.

Ксения Петрова 09:46 26.09.2014

Очень интересная статья. Полностью согласна с Ю. Гипенрейтером. Порою мы, взрослые, часто забываем о том, что для нас нет ничего ценнее и дороже наших деток. Чтобы потом не жаловаться: "Я тебя растила, ночей не спала, на двух работах работала и т.д.", нужно дать ребенку понять, что он НУЖЕН вам, вам интересно его мнение, и вы хотите помочь ему, научить делать что-то самостоятельно. А потом и он будет помогать вам во всем. Только совместными усилиями можно достичь нужного результата.

Другие страницы по этому интересу

Правила

Это страница для твоих проектов!

Твой Дневник! Твои идеи! могут быть здесь!

Делись опытом и знаниями, обсуждай интересы!

Зачем размещать статьи и мастер-классы на сайте "Мамина страница"?

Прямой эфир
ВсеТоп-10 страниц
Статьи

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя *
Email *

Сообщение

Введите код с картинки

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: