Читаем книгу Ю.Б. Гиппенрейтер. Урок четвертый. Поступай с другим так, как он хочет, чтобы с ним поступали  
6
554

Прочитав предыдущие уроки из книги Ю.Б. Гиппенрейтер, многие родители спрашивают: «А как быть, если ребенок умеет, но сам что-то делать не хочет?» Тут может быть два конструктивных выхода.

Во-первых, это маме может казаться, что сын или дочка уже уверенно справляется с какой-то задачей. В действительности ему бывает сложно себя организовать, запомнить последовательность или же просто приятно мамино участие. Детки отчаянно цепляются за родительскую опеку, опасаясь, что по мере взросления родители вообще перестанут делать что-то вместе с ними. Хорошо бы попытаться договориться: дома я тебе всегда буду помогать, а в садике ты старайся сам.

Кстати, о садике. Часто родители переживают, что дети сознательно затормаживают утренние сборы, потому что не любят сад. Но, дорогие мамы, согласитесь, что это абсолютно логично! Неужели вы в первых рядах бежите на плановый осмотр к гинекологу или стоматологу или все же откладываете это малоприятное дело на потом? Почему вообще маленький человек должен торопиться и собираться туда, куда он не хочет и не считает нужным? Просто потому, что так сказала мама? Слабая мотивация, очень слабая. Так что набираемся терпения. Как вариант – ежедневно придумывать какую-либо интересную игру, которую можно успеть перед садиком: слепить маленького снеговика, протащить по луже кораблик на веревочке, сделать фотографии на фоне осеннего клена. Да, хлопотно. Зато справедливо.

Вторая причина, по которой ребенок что-то не делает сам – это его отрицательные переживания. Мальчик не делает зарядку, потому что в школе все подтрунивают над его субтильным телосложением. Девочка отказывается мыть посуду, потому что боится показать родителям свою покладистость. Но главное условие нашего с ребенком сотрудничества: на равных, без руководящих указаний.

Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит друг, чтобы что-то сделать вместе, например, отремонтировать телевизор. Он садится и говорит вам: «Так, достань описание, теперь возьми отвертку и сними заднюю стенку. Да как ты откручиваешь шуруп? Не жми так!» Ну какое это сотрудничество?

Очень полезно в совместной детско-родительской деятельности использовать «графических помощников», то есть схемы, картинки, пошаговые иллюстрации. Сначала вы вдвоем проделываете какой-то ритуал по подсказке, потом начинаете постепенно отходить, оставляя подсказку в помощь ребенку.

Многим детям сложно убирать игрушки. Это происходит отчасти потому, что местоположение каждого предмета выбрано родителями – оно удобно с их точки зрения. Попробуйте обсудить это, сделать перестановку, понаблюдать, куда чаще всего ребенок кладет одни и те же игрушки. Или еще вариант. Спросите, какие у вас есть игрушки? Следуя классификации ребенка, обозначьте места их хранения (картинка, фотография): куклы, шарики, набор для игры в пожарных, принадлежности для письма и рисования. А потом на стене сделайте ленту-подсказку, где расположите те же самые картинки. Что у нас первое? Лего. Находим ящик с нарисованным лего, складываем. Теперь? Посудка, та же процедура. Возможно, ребенок не захочет делить мягкие и резиновые игрушки на две коробки, а кукол сложит вместе с посудкой. Стоит ли спорить? На вашу жизнь эта сортировка никак не повлияет, а вот конфликта удастся избежать. В конце концов, это его/ее игрушки, правда ведь?

***

Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.

Записывая ребенка в малоинтересные для него кружки и секции, мы на самом деле не приносим ему никакой пользы. Да, умение танцевать, знание английского и способность защитить себя теоретически пригодятся ему в жизни, но…

Время меняется. У меня есть знакомый часовых дел мастер. Очень уважаемый мастер, выучившийся двадцать лет назад. Человек был уверен, что на кусок хлеба заработает себе всегда: ну куда денутся часы? Это же необходимость. Предположить, что буквально за несколько лет практически каждый из нас будет сверять минуты по мобильнику, тогда было фантастикой.

Конечно, есть шанс, что талантливый преподаватель разожжет любовь к танцу/языку/спортивной борьбе и ребенок будет сам бежать на занятия. Но если прошел месяц (4-6 занятий), а увлеченности по-прежнему нет, к чему так бездарно тратить жизнь вашего ребенка? Правильней спросить, чего бы ему хотелось, а не хотеть за него. В жизни пригодится? А откуда, любопытно мне, вы будущее знаете?

 

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Задание первое

Посмотрите, есть ли у вас столкновения с ребенком на почве каких-то дел, которые, по вашему мнению, он может и должен выполнять сам. Выберите одно из них и поделайте некоторое время с ним вместе. Посмотрите, лучше ли у него пошло дело с вами? Если да, перейдите к следующему заданию.

Задание второе

Придумайте какое-нибудь внешнее средство, которое могло бы заменить ваше участие в том или ином деле ребенка. Это может быть будильник, написанное правило или соглашение, таблица или что-то другое. Обсудите и обыграйте с ребенком это вспомогательное средство. Убедитесь, что ему удобно им пользоваться.

Уважаемые читатели! На этой странице - содержание четвертой главы книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». Это переложение текста: оригинал мы не публикуем, чтобы не нарушать авторские права. Спасибо всем, кто читает и комментирует материалы на «Маминой странице».

Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
11Комментарии
Елена Гаврилко16:42 10.10.2014

Я тоже, как и написано в статье, всегда считала, что ребёнок должен ходить только в интересующую его секцию. Но на практике у нас получается не всё так просто. Сын ходит на Айкидо уже 4 месяца. Говорит, что нравится. Но я совсем не вижу результата! Я прекрасно понимаю, что не всё так быстро, но он только пару раз (после нашей просьбы) показал несколько стоек и всё! Я не вижу увлечённости как у других мальчишек, которые постоянно друг на друге "отрабатывают приёмы". Но, повторюсь, говорит, что НРАВИТСЯ и ходить будет. У меня вообще закралась такая мысль, что с него там мало требуют и особой дисциплины нет. Но я не вижу смысла в такой секции от которой нет результата.


Обновлено: 16:46 10.10.2014 Елена Гаврилко
Елена Zh 09:50 11.10.2014

Елена, а сколько лет вашему сыну? если до 7 лет, то вся борьба сводиться к физкультуре. Тренеры говорят, что еще в этом возрасте как таковая борьба не возможна...

Алена Орабей 10:09 11.10.2014
Елена Гаврилко23:00 12.10.2014
Елена Zh 23:03 12.10.2014
Еще 3 комментария
Ксения Петрова 18:07 10.10.2014

Я считаю, что заставлять ребенка заниматься делом, которое не приносит чувства радости, бессмысленно. Старшую дочь я записывала в самые разнообразные кружки, и везде ей было некомфортно, я уже совсем отчаялась. Но потом , в очередной раз, записалась в кружок по рукоделию, и вот уже 4 года с удовольствием ходит туда. Средняя дочь долго просилась в музыкальную школу именно на гитару, я все отнекивалась, помня свой опыт в музыкалке, когда через полтора года бросила. Потом все-таки решились записать ее туда, и вот результат: потрясающие успехи, выступления, конкурсы, играет в оркестре, постоянно дома что-то наигрывает. Так что заставлять смысла нет, но предлагат выбор детям нужно.

Мне кажется, что в дошкольном возрасте большую роль играет роль учителя-воспитателя. Если учитель приятный и умеет найти подход к ребенку, то и занятие будет нравиться. Мне часто моя дочь говорит, что ей тетя не понравилась и она не пойдет больше на это занятие. А если тетя нравится, то ходит с большим удовольствием!

Ксения Петрова 19:56 11.10.2014

Да, "тетя нравится/не нравится" - это основной критерий выбора кружка)) Но вот когда моя дочь пошла в кружок рукоделия, мне самой было интересно с ней заниматься, и у нас были совместные работы. Когда другая дочь пошла на музыку, я просила ее и меня учить играть на гитаре.

Другие страницы по этому интересу

Правила

Это страница для твоих проектов!

Твой Дневник! Твои идеи! могут быть здесь!

Делись опытом и знаниями, обсуждай интересы!

Зачем размещать статьи и мастер-классы на сайте "Мамина страница"?

Прямой эфир
ВсеТоп-10 страниц
Статьи

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя *
Email *

Сообщение

Введите код с картинки

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: