Словарный запас ребенка от 2 до 4 лет: слова нужные и ненужные  
3
1596

Невозможно предугадать, какую лексику ребенок будет активно использовать. Его повседневный арсенал может включать как случайные слова, так и те, с которыми он сталкивается регулярно. Очень удивляются родители, когда карапуз «выдает» нецензурную брань, хотя в семье никто не выражается: не деля слова на плохие и хорошие, малыш впитывает все, хоть однажды им услышанное.

Чем ярче и разнообразней поступающая речевая информация, тем лучше развивается детские мышление, воображение, память. Однако, считая свое чадо слишком маленьким, многие родители нарочно упрощают разговор, используют «ляли», «бибики», «ням-нямы» в двух-, а то и трехлетнем возрасте.

Есть еще одна масштабная проблема, притормаживающее обогащение детского мозга: деление лексики на нужную и ненужную. Часто приходится слышать, что взрослый не называет что-то конкретно, а обходится общим словом: это такой фрукт (вместо манго), кофточка (вместо кардиган), желтый цветок (вместо хризантема), древняя птица (вместо птеродактиль) и т.д. Родители считают, что ребенку ни к чему подобная детализация, а некоторые названия и вообще сложны для него.

Но обратим внимание, что подобная ситуация характерна только для слов, которые мы сами активно в речи не используем. Так, слова ящерица, телевизор, стоматолог, лекарство, комбинезон и др. – длинные и сложные в произношении, но нам и в голову не приходит их усекать, заменять. Они привычны. А между тем «комбинезон» так же непрост для ребенка, как «птеродактиль»: аж 4 слога, стыки согласных… Неправильно решать за ребенка, какая лексика ему подходит по возрасту, а какая нет. Если слово не ругательство и не узкопрофессиональный термин, оно должно звучать и быть услышанным.

По этой же причине не нужно вместо салазки в сказке произносить санки, багряный озвучивать как красный, а черевички заменять сапогами.

Приведу пример из собственной семейной биографии.

Олесенька (3 с небольшим года) зовет меня к плачущей Настюшке (2 мес.): «Мама, иди скорей! Настюшка плачет так громко, все громче и громче - фортиссимо!»

Просмотр развивающего мультика «Маленькие Эйнштейны» был не формальным, как выяснилось ;)

Не все детки в два-три года активно пользуются накопленной лексикой, но работу над ее обогащением вести нужно обязательно. Предлагаю на выбор заботливых родителей десятку эффективных способов развития детской речи в возрасте 2-4 лет.

Как расширить словарный запас ребенка от 2 до 4 лет

  1. Называть вещи своими именами. Если вы сделали розочку из осенних листьев, но пусть она так и зовется, а не просто красивым цветочком.
  2. Заниматься с предметными и сюжетными картинками.
  3. Читать художественную литературу, соответствующую возрасту, и немного с опережением, если тема ребенку интересна. Например, моя дочка очень любит книги про девочку Марусю, хоть Маруся – школьница, а книги совсем уж простыми не являются. Но, дорогие, мамы, прошу всех обратить внимание на эти произведения: потрясающие иллюстрации, уникальные, глубоко продуманные и детализированные сюжеты. На «Маминой странице» я уже делилась своими впечатлениями о книге «Маруся в школе поваров». Кто не видел, непременно зайти на страничку.
  4. Смотреть познавательные мультфильмы, в том числе тех, где используются слова иностранного языка: «Поезд динозавров», «Маленькие Эйнштейны», «Диего, вперед!».
  5. Включать документальное кино, а не только дидактические мультики. Благодаря Интернету, мы имеем доступ к огромной коллекции видеороликов. Если недавно ребенок спрашивал про тушканчика или морского конька, можно подыскать ему соответствующую короткометражку. Такой просмотр полезен еще и потому, что ребенок будет знать, как реально выглядит это животное – не только по простенькой картинке. Если вы любите видеопрезентации, опять же ищите те, где словарный ряд сопровождается не картинкой, а реальными фото или небольшими видео.

  1. Посещать детские представления и праздники в театрах, развивающих центрах, клубах.
  2. С трех-трех с половиной лет уделять внимание сюжетно-ролевым играм. Игровой домик для них можно сделать своими руками или обустроить из подручных средств. Важно не препятствовать ребенку, если игра не типична для его пола (девочка хочет быть пожарным, а мальчик продавцом).
  3. Произносить слова в соответствии с грамматическими нормами языка: цыплята (не цыпленки), мышата (не мышонки) и т.д.
  4. Инсценировать отрывки из сказок.
  5. Ближе к четырем годам обращаться к загадкам и скороговоркам, а с четырех – к пословицам и поговоркам.

Не стоит упрощать бытовую речь в общении с ребенком. И если сейчас кажется, что в прочитанном стихотворении ему не все эпитеты понятны, через полгода вы вдруг удивитесь, сколь обширен лексический багаж вашего дошколенка и какие редкие формулировки ему удается запомнить. В будущем эти знания непременно пригодятся. 

© mamac.ru 2012-2014. Все права на статью защищены

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Виды сюжетно-ролевых игр. Игровой домик в детскую своими руками

Домик для куклы своими руками - наш подарок дочке на 4 годика

Виды аппликаций. Работы дочки в возрасте 2-3 года

Словарный запас ребенка от 4 до 5 лет. Обучение иностранным языкам

Физическое развитие ребенка 4-5 лет. Осваиваем самокат

Трудовое воспитание ребенка от 2 до 3 лет. Банный день для игрушек

Трудовое воспитание ребенка от 3 до 4 лет. Уход за домашними животными

Что должен уметь ребенок в три года. Игрушка-шнуровка

 

Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
4Комментарии
Елена Zh 20:54 15.11.2014

Полностью поддерживаю важность общения с ребенком на нормальном "взрослом" языке без сюсюканий и установок, что ребенок не способен уловить мысль, если называть слова своими именами. Конечно, нужно порой сопровождать свою речь пояснениями, что означает то или иное слово. Мой сын, например, сразу по ходу беседы уточняет слова, ему непонятные. у малышей все так здорово откладывается в подкорке!

Конечно,сюсюканье ни к чему! Малыши должны слышать нормальную речь.

Елена Гаврилко11:11 19.11.2014

Меня тоже всегда удивляло, почему мамы так активно рассказывают своим детям, что в коляске ляля, не малыш, не маленькая девочка или мальчик, а именно ляля. И есть масса других примеров. Создаётся такое впечатление, что не они учат детей разговаривать, а сами начинают разговаривать на детском языке.
А к незнакомым словам в книгах у меня неоднозначное отношение. Я говорю сыну, что если слово незнакомое и непонятное - уточняй, спрашивай. Но он никогда не задаёт вопросы. Мне кажется, что он просто улавливает общий смысл рассказа, а на деталях не зацикливается.

Вилена Фомина 10:43 21.11.2014

Я вот обоих детей воспитывала только на адекватной русской речи без выворачивания слов в непонятные звуки. Я общаться с детьми начинала еще с беременности. На последних сроках читала сказки. да и когда родились общаться не прекращала. Хотя некоторые проблемы с речью все равно были. но разговаривать с детьми все равно нужно.

Другие страницы по этому интересу

Правила

Это страница для твоих проектов!

Твой Дневник! Твои идеи! могут быть здесь!

Делись опытом и знаниями, обсуждай интересы!

Зачем размещать статьи и мастер-классы на сайте "Мамина страница"?

Прямой эфир
ВсеТоп-10 страниц
Статьи

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя *
Email *

Сообщение

Введите код с картинки

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: