Активное слушание – эффективный способ общения с ребенком. Читаем книгу Ю.Б. Гиппенрейтер. Урок пятый  
3
571

- Не пойду больше в садик!

- Пашка плохой, не буду с ним дружить!

- Некрасивый свитер, никогда его не надену…

Какая реакция на подобные высказывания будет правильной?

Первое и важнейшее, что нужно донести до ребенка, это то, что он услышан. Психологи и педагоги все чаще говорят родителям об активном слушании – когда взрослый в утвердительном высказывании озвучивает чувства ребенка. Эта техника непростая, требует привыкания и навыка, но очень ценная для достижения доброжелательной атмосферы в семье.

Благодаря активному слушанию зачастую на поверхности оказывается неожиданная для нас информация. Вскрываются причины конфликта, распутывается клубок из эмоций, слов и слез. Шапка, например, стала дурацкой, потому что ребята из-за нее дразнили, а в садике оделся последним и воспитатель сделал обидное замечание. Обычно мы реагируем на подобные моменты фразами вроде:

  • Ну ничего, завтра оденешь первым и тебя похвалят.
  • В школу ходить надо в любом случае.
  • Не хочешь с Пашкой, дружи с кем-то другим.

А бывает, что ребенок ушибся и бежит жаловаться. А мы ему: «Да ладно тебе, слегка ударился, это не больно».

Оставляя ребенка наедине с его отрицательными эмоциями, мы закрываем путь к диалогу, взаимному пониманию. Неудивительно, что со временем дети все реже рассказывают родителям о своих проблемах. И иногда последствия этой уединенности бывают трагическими.

Поэтому есть смысл практиковать активное слушание.

Приведу отрывок из книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют ее пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач.

Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади — растерянный сын.

ДОЧЬ: У‑у‑у‑у!

МАМА: Миша тебя обидел... (Пауза.)

ДОЧЬ (продолжает плакать): Он меня урони‑и‑ил!

МАМА: Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась... (Пауза.) ;

ДОЧЬ (переставая плакать, но все еще обиженным тоном): Нет, он меня не поймал.

МАМА: Ты откуда‑то прыгала, а он тебя не удержал и ты упала... (Пауза.)

Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.

ДОЧЬ (уже спокойно): Да... Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени.)

МАМА (через некоторое время): Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть...

ДОЧЬ: Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно.

МИША: Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю...

Этот диалог дает нам возможность обратить внимание на некоторые важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания.

***

Справедливости ради добавим, что не всегда активное слушание бывает уместным. В нем есть смысл только тогда, когда ребенок действительно переживает из-за сложившейся ситуации, когда он испытывает эмоции, которые нужно раскрыть и понять. В тех случаях, когда произошло что-то серьезное (по мнению родителя), а ребенок не реагирует, необходимо искать другие методы. Например, испорченная бытовая техника, опасная дорожная ситуация могут не вызвать эмоционального отклика у сына и дочки, но родителей заденут сильно. Здесь не стоит ждать конструктивной беседы с активным слушанием, потому что ребенку нечего вам сказать.

***

Конечно, активное слушание не станет волшебной палочкой, с появлением которой в доме пропадут конфликты. Однако оно может стать тактическим ключиком для установления доверительных отношений и взаимного удовлетворения общением. Чем старше становится ребенок, тем меньше времени мы с ним проводим: садик, школа, дополнительные занятия, друзья. Поэтому очень важно, чтобы все совместные минутки были не формальными, а искренними. Чем больше готов говорить (рассказывать, жаловаться) ребенок, тем короче могут быть реплики родителя.

Активное слушание – это искреннее проявление интереса к ситуации, с которой обратился ребенок. Иногда он очень хочет рассказать, поделиться, но не уверен, что взрослый будет слушать. Поэтому в случаях вроде «Мама, посмотри, какую я нарисовал картинку» ответ может выйти за рамки стандартного: «О, молодец, красиво». Если обратить внимание на форму, фон, интересные элементы картинки, малыш с радостью поведает целую историю создания – за этим он, собственно, и пришел.

***

Советы Ю.Б. Гиппенрейтер.

  1. Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом . Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.
  2. Во‑вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
  3. В‑третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями.
  4. В‑четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

А есть ли у вас опыт активного слушания? Просим поделиться с другими читателями.

 

© mamac.ru 2012-2015. Все права на статью защищены

 

Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
2Комментарии
Елена Гаврилко22:00 29.04.2015

Классные советы, лично опробывала, такая тактика поведения родителей действительно позволяет избежать многих конфликтов. Главное, родителям выработать такое поведение, чтобы оно срабатывало как бы на автомате. А это уже сложнее. Часто, эмоции срабатывают быстрее.

Вилена Фомина 09:26 30.04.2015

нужные советы. вроде бы простые вещи, а мы родители зачастую не используем такие методы воспитания. а ведь это действительно действенные методы.

Другие страницы по этому интересу

Правила

Это страница для твоих проектов!

Твой Дневник! Твои идеи! могут быть здесь!

Делись опытом и знаниями, обсуждай интересы!

Зачем размещать статьи и мастер-классы на сайте "Мамина страница"?

Прямой эфир
ВсеТоп-10 страниц
Статьи

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя *
Email *

Сообщение

Введите код с картинки

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: