Что такое логотерапия и экзистенциальный анализ. Основные идеи Франкла.  
0
35

Логотерапия и экзистенциальный анализ, на мой взгляд, сейчас особенно актуальны. Решила написать серию статей с целью познакомить Вас с логотерапией и основателем этого направления в психотерапии – Виктором Франклом.

Прочитав автобиографию В. Франкла "Воспоминание", я задумалась, о том, что интерес к профессии можно пронести с раннего детства до глубокой старости, углубляя и расширяя его на благо человечества. Конечно, нельзя исключить влияния отца на зарождение интереса к профессии врача. Мы знаем, что отец Виктора получил медицинское образование, но был вынужден пойти работать гос. служащим ради заработка. Часто родители бессознательно или же осознанно прививают детям интерес к тому, чем бы им самим хотелось заниматься в жизни, но они по каким-то причинам не смогли или не могут этим заниматься. Возможно, Виктору хотелось угодить отцу, порадовать его, проявив любовь к профессии врача, а затем и сам полюбил эту профессию. Так или иначе, Виктор через всю жизнь пронес интерес к врачеванию, но не столько тела, сколько души человека. Поражает, что уже в средней школе он совершенно по-взрослому, стал занимался изучением психологии, психиатрии, задумывался о серьезных философских вещах, о смысле жизни, вел переписку с З. Фрейдом, несмотря на все сложности, следовал совету "Не отчаивайтесь на пути к тому, чтобы стать самим собой".

Меня поразила личность Виктора Франкла, каким разносторонним он был, как много успел сделать: написал 32 книги, многие из которых переведены на 24 языка, получил 28 почетных докторских степеней университетов из разных стран мира, 25 лет был заведующим отделения неврологии в Вене, прочитал огромное количество лекций. Словом, был известным человеком и, тем не менее, оставался простым и доступным в общении. Мог поднести кружку пива человеку, который его не узнал, а потом стесняться брать чаевые за свой труд. Мог по первому зову отправиться на встречу с заключенным. Мог ночью совершенно спокойно спасать женщину, убеждая ее не совершать самоубийство. Все это говорит о широкой душе, о гуманизме Виктора Франкла, о том, что он умел "постигать "значение момента", поскольку видел эти моменты", об  его осмысленной жизни ради того, чтобы "помочь другим людям найти их смысл жизни".

 

Жизненный пусть В. Франкла. Становление Логотерапии

Интересно проследить путь и предпосылки возникновения логотерапии. Мы знаем, что В. Франкл еще в школе увлекался трудами Фрейда, вел с ним переписку, а затем в студенческие годы стал участником 2-й Венской школы Адлера. Таким образом, Франкл смог хорошо изучить основополагающие положения двух школ: психоанализа и индивидуальной психологии, смог осмыслить достоинства и недостатки теорий своих учителей. А затем, пойти своим путем в постижении способов помощи людям. Как пишет сам Франкл: «Будучи молодым человеком, я прошел через ад отчаяния, преодолевая очевидную бессмысленность жизни, через крайний нигилизм». Затем Франкл смог излечиться от этого недуга, выработав иммунитет против крайнего скептитизма и, создал логотерапию.

Думаю, большую роль в его профессиональном осмыслении сыграл опыт взаимодействия с молодежью, он столкнулся с проблемой суицидов у молодых и здоровых людей. Возможно, изначально он применял практики глубинной психологии, которая говорит о том, что нужно внутренние врожденные стремления человека (влечения),  вытесненные в бессознательное, перевести в уровень осознанного. Но практическим путем он понял, что это не всегда работает. Не достаточно рассматривать человека как биологический организм, когда психотерапевт сталкивается с суицидальными мыслями клиента. Так Франкл начал искать другие методы и практики помощи людям с потерей смысла и ощущением пустоты. Мы видим, что уже в 20 годах Франкл говорит о  «Логотерапии».

Далее молодой психотерапевт еще более плотно погружается в тему депрессий и самоубийств, работая в отделении по предотвращению самоубийств в одной из венских клиник. Думаю, что в этот период своей профессиональной деятельности он уже хорошо понимал, что «горе тому, кто не видел ни цели, ни смысла своего существования, а значит, терял всякую точку опоры» (Франкл). Франкл понимал, что человек страдает не столько от переживания своей ущербности и неполноценности, сколько от потери смысла в своей жизни.  Поэтому, он формулирует свои теоритические положения, ставшие фундаментом логотерапевтического мировоззрения:

1. Свобода воли (свобода к влечениям, свобода от наследственности и свобода от среды)

2. Воля к смыслу. Поиск человеком смысла - это первичная движущая сила в жизни.

3. Смысл жизни (как врожденная мотивированная тенденция, присущая всем людям, именно это и есть движущая сила поведения и развития личности). Если же, по каким-то причинам, человек не может реализовать свое стремление к смыслу, у него возникает экзистенциальный вакуум, фрустрация, агрессии, наркомания и пр.

В 1929 году он разработал технику «парадоксальной интенции». Идеи, которые у него зародились на стыке психологии и философии в школьные и студенческие годы, идеи, которые он вынашивал в профессиональной деятельности в довоенное время, Франкл проверил на своем опыте, пережил и осмыслил в процессе пребывания в концлагере. Именно тогда «во тьме этой тайны беззакония» (Франкл) проходила проверку логотерапия. Одним из толчков создания логотерапии стала и проверка гипотезы Фрейда, который утверждал, что если разных людей, с разным воспитанием, привычками поместить в одинаковые условия, то остается «базовый инстинкт яростной борьбы за выживание» (Фрейд). Франкл был именно в таких условиях, однако, люди не стали животными, у которых в экстремальных ситуациях срабатывает только инстинкт самосохранения, люди в концлагере по-разному себя вели, не все потеряли «человеческую суть» (Лангэ).  Череда случайных неслучайностей,  его  «упрямство духа»,  четкая цель написать книгу «Доктор и душа» и подарить психологическому миру смыслоцентрированную практику, помогли Франклу выжить.

Опыт в концлагере также показал, что в  основе логотерапии стоит свободная и ответственная личность, стремящаяся к самотрансценденции. И для этого стремления не важно удовлетворение или неудовлетворение, так называемых, базовых потребностей по Маслоу. А позже Э. Лукас, отметила, что  в обществе достатка, в «сытом» обществе нет места для морали. Однако Франкл не отвергал психофизиологию человека, он дополнял, расширял, обогащал понимание психологии человека. Возникает понятие духовности и личности в психотерапии, что позволило взглянуть на человека более целостно.

Итак, мы видимо, что согласно Франклу,  человеком движет не влечение и инстинкты, не жажда власти, а стремление к смыслу жизни. Человек не жертва обстоятельств. Свобода нашего выбора  зависит от степени нашей ответственности, от нашей совести. Поэтому, логотерапия Франкла работает не с тем, что болит, а с тем, у кого болит.

 

Приглашаю в терапию людей, которые находятся в поиске смысла жизни. Депрессия, тревога, ощущение пустоты, скука, негативные мысли или зависимости – это круг проблем, с которыми я работаю как логотерапевт.

 

Меня зовут Елена Журок. Я практикующий пcихoлог, гештальт-терапевт, логотерапевт, практикую EMDR (ЕМДР или ДПДГ) в работе с травматическим опытом. Берeжно, c полным внимaнием пoмoгу вaм!

 

Подробнее обо мне и моем опыте - http://www.mamac.ru/interest/interest?id=436

 

Со мной можно связаться по электронной почте alena-wave@mail.ru

Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
Комментарии
Нет комментариев
Другие страницы по этому интересу

Правила

Это страница для твоих проектов!

Твой Дневник! Твои идеи! могут быть здесь!

Делись опытом и знаниями, обсуждай интересы!

Зачем размещать статьи и мастер-классы на сайте "Мамина страница"?

Прямой эфир
ВсеТоп-10 страниц
Статьи

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя*
Email*

Сообщение

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: