Конфликт с учителем. Пробуем преодолеть.  
6
675

Недавно ко мне обратилась девушка- старшеклассница, назовем ее Люда. Прийти ей посоветовала мама,  которую беспокоило, что дочь может испортить свою успеваемость, оценки, свое будущее. Дело в том, что девушка постоянно конфликтует со многими учителями, не может сдержаться, когда, как ей кажется, учитель ведет себя не правильно или ее несправедливо обвиняет.

Давайте постараемся разобраться в причинах конфликтов, и можно ли их избежать?

Существуют объективные причины конфликтов:

* однообразие учебных заданий;
* невнятные пояснения педагога;
* грубость со стороны педагога;
* нарушение дисциплины учащимися и т.д.

     Последние два пункта участились в связи с серьезными социальными изменениями не в лучшую сторону: в последние годы обострилась ситуация с употреблением         алкоголя, наркотиков, токсичных веществ. А низкий уровень жизни, семейные проблемы провоцирует напряженность во взаимоотношениях учащихся и учителей, вызывая повышенную агрессивность у тех и других.

     Это объективные причины, но есть и субъективные. На которые можно и нужно влиять.       
    Конечно,  школьники младшего и среднего возраста пока еще не обладают дипломатическими способностями и в трудных ситуациях должны обратиться за поддержкой     родителей. А вот старшим школьникам не помешает воспитание самостоятельности.

    Умными людьми на основе житейского опыта было сформулировано правило: «Когда два человека конфликтуют, неправ тот из них, кто умнее». Ваш житейский опыт, объем знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя. Но совершенно неправильно всю ответственность за конфликты между вами и учителем возлагать на последнего. Учителя часто отмечают, что основная трудность в налаживании взаимоотношений с учащимися в том, что вы грубите, оскорбляете, издеваетесь и поэтому справиться с вами можно только строгим, а порой и жестким обращением.

     За примером вернемся к нашей истории. Я попросила Люду описать ситуацию последнего конфликта и поведение ее и учителя. Потом посадила Люду  на место учителя, а сама точно отразила поведение девушки. Затем спросила ее, каково ей было на месте учителя, что она почувствовала. Ответ Люды из роли учителя удивил ее саму: «На месте учительницы, я почувствовала, как это неприятно, когда тебя перебивают во время объяснения урока, было обидно, что ученица проявила неуважение, грубость, агрессию, сложно было сдержаться в ответ». Люда поняла, что во многом она сама была неправа и ее гнев на учителя сошел на нет. 

      Это частое явление - типичное искажение восприятия партнера по общению в конфликтной ситуации:

  • 1. «Иллюзия собственного благородства», когда ученик и педагог считают, что ведут себя образцово, но являются жертвой злобного противника.
  • 2. «Поиск соломинки в глазу другого».  Ученик, как правило, не замечает, что грубо разговаривал, держал руки в карманах, ехидно улыбался. Впрочем, и учитель не берет во внимание, что обзывает, игнорирует ученика, занижает оценку.
  • 3. «Двойная этика».  Человеку свойственно приукрашивать собственное поведение даже перед самим собой. Собственные действия мы стараемся представить как разумные, уважительные по отношению к оппоненту, а чужие - как недопустимые, нечестные.
  • 4. «Всё ясно». Нередко обе стороны упрощают ситуацию конфликта, преследуя одну и ту же цель: представить, что «мои действия правильны, а другого – нет»

     Конечно, нечестно было бы утверждать, что у вас равные права с учителем. Противостояние  и соревнование с ним будет не в вашу пользу. Тем не менее, помните, что учитель изначально пришел на урок не сражаться с вами, а дать вам знания. И если вы своим поведением в классе спровоцировали его на жесткость и крик, не обессудьте…

       Что же  все- таки, вы можете сделать, если конфликт уже разразился?

1. Поразите собеседника выдержкой и спокойствием. Если в разговоре с вами учитель начинает повышать голос, то первой вашей реакцией будет раздражение. Представьте, что под учителем сломался стул и он оказался на полу. Пусть он там и шумит, как бы на полу. Главное, вам разу станет легче и веселее. И вы сможете воздержаться от грубости в ответ.

2. Расширьте свое мнение об учителе. Постарайтесь в учителе, которого вы терпеть не можете, найти какие-нибудь положительные качества. Заходя в класс, улыбнитесь ему  самой широкой улыбкой и поздоровайтесь с убеждением, что вы  просто счастлив видеть друг друга.

3. Неожиданное решение. Чего обычно ждет от вас учитель, если вы в конфликте? Плохого поведения. А вы продемонстрируйте интерес к его предмету. Подготовьте оригинальный вопрос (только задайте его на перемене, чтобы было время на обдумывание ответа), попросите дополнительные сведения о теме. Тщательно запишите все, что учитель будет говорить.

4. Личный контакт. Обратитесь к учителю за небольшим советом по предмету или по сложной жизненной ситуации. У взрослого больше опыта и знаний, если вам поможет его рекомендация, не забудьте сказать, как вам был важен его совет. 

Помните, что не вы для школы, а школа для вас. Получайте знания, имейте собственное мнение, не ленитесь и старайтесь замечать больше хорошего, в том числе и в школе. 

 

Литература:
1. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб.: Питер.

2. Усачева Е. Для стильных девчонок – М. : Эксмо.

 

Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
1Комментарии
Елена Zh 15:24 20.02.2013

Ох, не завидую я учителям. нынче подростки мало кого уважают. а к психологам ходят только единицы. Спасибо за интересный материал и рекомендации!

Другие страницы по этому интересу

Правила

Это страница для твоих проектов!

Твой Дневник! Твои идеи! могут быть здесь!

Делись опытом и знаниями, обсуждай интересы!

Зачем размещать статьи и мастер-классы на сайте "Мамина страница"?

Прямой эфир
ВсеТоп-10 страниц
Статьи

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя *
Email *

Сообщение

Введите код с картинки

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: