Читаем и играем  
5
640

Обучение чтению дошкольников через игру

«Как хорошо уметь  читать…»  -  с  этими  строчками  детского поэта Берестова трудно  не согласиться. Читающему  ребенку  открывается  целый мир. Чтение дает не только  новые возможности  для  познания и воображения,  но и способствует социальной адаптации малыша,  развивает  его  коммуникативные  качества.

Неудивительно,  что  родители стремятся как можно быстрее обучить своих детей чтению. А на сколько это им удается, зависит и от индивидуальных способностей ребенка, и от того правильно ли организовано обучение чтению дошкольников.

 

Начало начал

 

 

Лучше всего приступать к обучению чтению в 4 года. К этому возрасту дети уже обычно хорошо произносят звуки и им нравится играть со словами. Если же ребенок еще не все звуки произносит  четко, необходимо заняться исправлением этого.

 

Как же  это  сделать?

 

Очень  просто  –  с  помощью  артикуляционной гимнастики.

• Развивайте  подвижность речевого аппарата – губ и языка. Можно кривляться перед зеркалом вместе с ребенком, высовывая язык, пытаясь достать им до кончика  носа или  подбородка,  складывать  губы трубочкой  или  растягивать  в  улыбку.

• Нужно  проговаривать  звуки и обращать  внимание ребенка  на  положение  и  движение  языка  и  губ. 

• Можно  играть  в  игру  –  пусть  ребенок угадывает  звук  только  по  движению  губ  без  произнесения  самого  звука.

•  Очень  полезно заниматься звукоподражанием – имитировать звуки животных, например, гусь шипит «Ш-ш-ш», шмель жужжит «Ж-ж-ж», комарик звенит «З-з-з-з».

На  образовательном  развивающем  портале для детей  «Мерсибо» можно найти  готовые игры на  звукоподражание.  Они  красочные  и  веселые  -    дети  с  удовольствием  играют  в них. Есть там и специальная артикуляционная гимнастика для малышей, а также игры на развитие фонематического слуха. «Мерсибо» - доступный способ вести обучение чтению дошкольников в удобной развлекательной форме.

*ниже видеозапись комплекса артикуляционной гимнастики для звука Р ▼

 

Идем дальше

 

Если  со  звукопроизношением  все  в  порядке  можно  переходить  к  другим  занятиям. Усложняйте  игры  -  пусть  малыш  находит  определенные  звуки  в  словах. 

• Например  «А» в  слове  «Апельсин»,  «мАшинА»,  «игрА». 

• Ребенку  нужно  рассказывать  про  гласные  и согласные  звуки,  и  объяснять,  чем  они  отличаются.  Он  должен  научиться  различать мягкие и твердые согласные. Должен понимать, что есть звук, который мы произносим, а, если мы хотим его записать, то пишем букву.

 

Переходим  к  изучению  букв

 

• Ищем  их  повсюду,  фантазируем  –  лепим  из  пластилина, выкладываем  из  макарон,  строим  из  кубиков. 

• Чтобы  ребенок  лучше  запомнил  буквы, нарисуйте  их  все  на  листе  и  предложите  ребенку  найти  одну,  а  потом  поменяйтесь  с ним  ролями  –  пускай  теперь  он  загадывает,  а  вы  ищете. 

• Учите  буквы  и  складывайте  из них слоги. Как правило, дети легче читают слоги из гласных букв – например, АУ или ЭО, поэтому можно начать с них.

 

Когда  ребенок  сможет  свободно  складывать  слоги,  остается  только  одно  –  как  можно больше  практиковаться.  Чем  больше  он  будет  читать,  тем  быстрее  научиться. 

 

Конечно, нельзя  его  заставлять  делать  это  насильно.  Обучение  должно  проходить  в  игровой форме  –  оно  должно  нравиться  малышу.  Придумайте  свои  «фишки»,  чтобы  превратить скучное  обучение  в  веселое  времяпрепровождение  или  воспользуйтесь  готовыми на  портале  «Мерсибо».  Интерактивные  игры  Мерсибо  помогают  обучение  чтению дошкольников проводить в игровой форме – с помощью них дети легко научаться читать, анализировать слова, отличать гласные от согласных и разбираться в грамматике. ▼


Понравились игры? Регистрируйтесь и играйте! →www.mersibo.ru/user/register

С ♥ команда Мерсибо

Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
19Комментарии

смешная картинка! а статья очень хорошая и полезная, пригодится на будущее!

Виктория Дикая21:07 10.10.2013

Марина, спасибо за комментарий )

Если приступать к чтению в 4 года, то что дети в школе будут делать? Нам психолог в саду в свое время говорила, чтобы мы не учили буквы и не учили ребенка читать, придет в школу и всему научится. Пусть больше спортом занимается и на улице гуляет. Тоже права, в чем-то!

Виктория Дикая21:20 10.10.2013

Тамара, все дети разные: кто-то в 4 годика хочет бегать и прыгать, кто-то тянется к более спокойным делам. Если ребенок не хочет учить буквы в 4 года, то, разумеется, не стоит его заставлять и перекладывайте обучение грамоте на школу.
Но если ребенок проявляет заинтересованность (активно играет с азбукой, кубиками с буквами, называет буквы, постоянно просит Вас почитать - в общем, тянется у него душа), то почему нет?
Детки разные бывают, ребенку моей подруги еще и 3 лет нет - она называет все буквы в словах (вместе пока не складывает, т.е. не умеет читать). И подруга вынуждена идти дальше, переходить к слогам, а потом и к чтению уже сейчас. Ну вот нравится ее дочке буквы, что тут поделаешь :)
Не все логопеды считают, что ребенок не должен знать буквы до школы, многие считают, что 4-5 лет - это тот возраст, когда ребенок уже способен по своему психологическому и интеллектуальному развитию изучать алфавит и в 5-6 лет учиться чтению.
Но это общие нормы, и решать в итоге должна мама, она знает своего ребенка лучше. Так что не обязательно пользоваться советами из этой статьи мамам 4хлетних детей. Эта статья для мам, которые либо собираются, либо уже в процессе обучения чтению.

Виктория Дикая15:59 14.10.2013

А как быть, если ребенок научился уже в 4 года читать, сейчас пошел в первый класс, но сам читает с неохотой?
Мой сынуля любит, чтобы я читала ему вслух. Правда сама его к этому приучила, читаю, меняя интонации разных персонажей. Часто потом делает маленькие "кукольные спектакли" по прочитанным сказкам, сюжетам. Ему все это очень нравится. А за книгу сам берется с большой неохотой!

Виктория Дикая12:53 11.10.2013

Любовь, то, что ребенок любит слушать книжки, да еще и кукольный театр представляет - это просто здорово. А любящий сам читать первоклассник - большая редкость. Он все-таки еще маленький, да и школа его нагружает, большие перемены в жизни произошли. Мне кажется, у Вас нет повода для беспокойства. Иногда мы, родители, слишком многого хотим от детей). В моем детстве не было столько доп информации (комп, телевизор, мультики) и то, вспоминаю, где-то после 10 лет активное чтение началось)

Комментарий был удален пользователем Виктория Дикая

Виктория, спасибо! Успокоили)))

Виктория Дикая13:50 11.10.2013

:) всегда пожалуйста.
Успехов Вам!

Хотелось бы поделиться своим опытом в обучении детей чтению. У меня их шестеро и пятеро старших были научены читать в три года. Это совершенно не сложно и весь процесс можно разбить на несколько этапов:
1)запоминаем буквы
2)читаем слоги
3) читаем короткие слова
4) читаем любые слова
5) читаем тексты.
Итак: первый этап.
Каждый проходит его по-разному. Кто-то выучил все буквы по говорящему алфавиту, который висел на стенке. Кто-то учил буквы по одной. Дочку каждой буквой надо было удивлять: я тогда и лепила, и делала их из травы, писала на маленьких листиках и развешивала по квартире. Можно раскрашивать, купить магнитную азбуку, а можно сделать все вместе. В общем способов много и каждая мама, конечно, постарается обойтись самыми низкозатратными. Зачем лепить, если малыш прекрасно запоминает по книжке? Но это зависит от ребенка. Одно знаю совершенно точно: в три любой может выучить буквы, а, если он их почему- то не запоминает, значит нужен другой подход. И, конечно, выученные буквы надо ежедневно повторять.

Второй этап - слоги.
К нему не обязательно приступать ПОСЛЕ изучения всех букв. Можно заниматься этим параллельно. Если малыш еще не запомнил Ю, ничего не мешает ему начинать читать слоги на А или У. В некоторыми буквами ему вообще придется сталкиваться редко. Просмотрите алфавит и вы увидите, что на первом этапе можно обойтись чуть ли не половиной алфавита.
Слоги я выписываю в столбик и весело прочитываю ребенку. Столбиков должно быть несколько, хоть восемь - десять, чтобы малыш уловил закономерность. Итак: на втором этапе доучиваем потихоньку оставшиеся буквы и читаем слоги.
Этот этап займет примерно пару недель, после этого начинаем читать вместе с малышом, хором. Он все уже запомнил, если слышал ваши слоги каждый день по два - три раза.
Не хочет читать? Скучно? Тогда делайте это перед таким скучным делом, как отход ко сну. Мои дети всегда соглашались на такое чтение перед сном.


Обновлено: 17:36 14.10.2013 Екатерина Кукушкина

Этап третий: короткие слова. Жукова призывает начинать со слов, которые состоят из двух букв и начинаются с гласной. ЭХ, Ах, УЖ, Ум и прочее. Таких слов мало, поэтому такой путь оказывается тупиковым. Но трехбуквенные слова вполне сгодятся для первых. Просто надо к уже знакомому слогу добавить тоже знакомую букву.
Советую начинать со слов с А,О,У,Э, Ы.
Йотированные буквы и смягчение согласных сложные моменты.
После того, как прошла эйфория от прочтения первых слов пройдет, надо умение поддерживать и развивать, а значит очень очень много читать.
Я делала много книжек - игрушек, где картинка закрыта "дверкой" со словом. Подойдут любые игры со словами, паззлы есть, где Например, КО-РО-ВА составляется, как паровозик. У каждого разные возможности, но пройдя по магазинам вы наверняка без труда найдете несколько таких игр. Их лучше чередовать, чтобы не приедались.
После того, как в чтении слов типа "СОК" и "ЛОМ" будет обретена уверенность, можно и добавлять второй слог, начинать тренировать мягкость. Например, "ЛЕС" прочитать труднее, потому что "Л"надо смягчить, иначе ничего не выйдет.
В общем с этого момента обучение - просто ежедневный труд. Разнообразить деятельность надо: игры, игрушечные книжки. Много таких игр в Зайцева.

Виктория Дикая17:32 14.10.2013

Екатерина, спасибо большое за такие подробные комментарии! Видна закалка )

Издательство "Карапуз" выпускает отличные книжки для обучения чтению в серии "Воробышек". Там тоже надо соединять слова с картинками, делить на "Легкие" и "Тяжелые", селить животных по местам. Одной книги, к сожалению, мало для одного ребенка.
Этот этап занимает, примерно, месяца три - четыре. После того, как большинство слов будет освоено, можно переходить к коротким фразам. Сложность самих слов при этом лучше снизить, чтобы фраза получалась при умеренных, а не при титанических трудах. Пусть ваш сын уже может прочесть слово "ЛИМОНАД", фразу стоит написать примерно такую: "КОЛЯ ЕСТ СУП".
И Иллюстрации! Иллюстрации! я делала книжки, в которых было несколько листков, из которых можно собирать фразы произвольно. Причем, если получается что-то типа "ПАПА ЕДЕТ НА КОРОВЕ", дети в восторге.

И последний этап: чтение текстов: от самых простых до сложных.
После чтения фраз, берем в руки "Азбуку" Льва Толстого и начинаем читать. Нет лучшего пособия, чем Толстой. Фразы составлены короткие, слова в них тоже короткие, а смыл есть и немаленький. Одним словом, талантливый был человек.
Если прочитать всю "Азбуку" читать научишься точно. Небольшая проблема возникает с выбором дальнейших текстов. Можно посоветовать "Живая шляпа" Носова, "Про Веру и Анфису". Постарайтесь найти тексты, которые ребенок еще не читал.
Перечитывание сказки "Волк и семеро козлят" может убить желание читать раз и навсегда.
Ну и все это время вы, конечно, читаете ребенку книжки, прививаете любовь к чтению.
И вот! Лет через 5 - 10 после начала вы получите результат: ЧИТАЮЩЕГО РЕБЕНКА. Учителя удивятся, вы отрете пот со лба, и, когда ребенок в очередной раз будет читать то, о чем вы и не знали, почувствуете, что все сделали правильно!!!

Виктория Дикая17:55 14.10.2013

Отличная идея про книжечку с собиранием фраз! Я даже видела такие: тетрадка разрезается на 3 части. В верхней части пишется существительное, посередине - глагол, и внизу тоже существительное. На каждом листе разные слова. Открываешь тетрадку в производном месте и получается новое предложение.

На портале "Мерсибо" есть похожая игра - "Маша ест кашу" называется. Но она посложнее, ребенку надо не только уметь читать, но и понимать смысл прочитанного.

Елена Zh 22:22 14.10.2013

Катерина, большое спасибо за Ваш опыт! Очень полезно!

Другие страницы по этому интересу

Правила

Это страница для твоих проектов!

Твой Дневник! Твои идеи! могут быть здесь!

Делись опытом и знаниями, обсуждай интересы!

Зачем размещать статьи и мастер-классы на сайте "Мамина страница"?

Прямой эфир
ВсеТоп-10 страниц
Статьи

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя *
Email *

Сообщение

Введите код с картинки

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: