Обучение французскому и других языков, а также навыки в начальной школе во Франции  
2
838

 

Познание на ощупь, или Как учат детей во Франции
«Инжавинский вестник»  


Номер газеты: 34
Дата публикации: 22.08.2012

Школа матернель в Анси-Ле-Вье.



Эта статья нашего коллеги из Франции, думается, будет полезна и интересна не только педагогам, но и родителям детей дошкольного и школьного возраста. Как известно, все познается в сравнении. Да и перенять что-то лучшее из опыта никому и нигде не зазорно.

L’ecolle maternelle



Другими словами - это «материнские школы» или детские сады, организованные при начальных школах. В них начинается дошкольное образование маленьких французов. Посещение таких школ-садов не обязательно, но большинство детей с двух до шести лет ходят в «материнские школы». Их принимают туда по желанию родителей, при этом оно может не всегда удовлетворяться, так как мест чаще всего не хватает. Поэтому в стране креативных граждан создаются новые профессии, например, l’assistante maternelle. Это занятие на дому с детьми помогает восполнять недостаток мест в детсадах. Людям, которые любят детей, надо пройти специальное обучение в течение двух лет, защитить диплом и получить разрешение на работу с малышами. Для этой цели вполне может подойти собственная квартира или дом, соответствующие необходимым условиям.
Сады работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). В крупных городах они действуют с раннего утра до 18-19 часов, также во время каникул. Во Франции, кстати, среда - день, который ранее традиционно предназначался для религиозного воспитания детей и занятий. Вот почему большинство “ L’ecolle maternelle” не работают по средам. В этот день родителям приходится либо прибегать к услугам частной няни, обращаться за помощью к родственникам, либо отводить ребенка в специальные центры для занятий спортом, музыкой и другими внешкольными делами.
А в детском саду воспитанники делятся на две группы по возрасту. В первой - занимаются самые маленькие дети возрастом до 4 лет, их занятия представляют собой разнообразные игры. На любом этапе жизни ребенка истинное воспитание осуществляется на основании главного принципа «познание на ощупь, который важнее всех научных методов». И именно поэтому во второй группе (до 5 лет), помимо игр, вводятся творческие занятия: рисование, лепка, уделяется большое внимание общению детей друг с другом, а также обучению различным практическим навыкам.
Самых старших учат читать, считать и писать, подготавливая их к скорому поступлению в школу. «Главное внимание уделяется развитию речи малышей, пению, рисованию, физическим упражнениям, воспитанию санитарно-гигиенических привычек и простейших навыков самообслуживания». Ругать, кричать на маленьких воспитанников категорически запрещено, поэтому обращаются здесь с малышами очень ласково и тепло. Воспитатели не дают им плакать. Если ребенок расстроился, его возьмут на ручки, утешат отвлекут каким-нибудь интересным занятием. Иногда дети на целый день отправляются в поход и устраивают на природе небольшой пикник. Считается, что “L’ecolle maternelle” - самая большой удача французской системы образования, что подтверждается высокой квалификацией воспитателей и учителей, отличным оформлением и оборудованием классов, а также доброжелательной обстановкой, в которой воспитываются дети.


Французская
педагогика считает...


Начальное образование является преимущественно интуитивным и практическим. Интуитивным в том смысле, что оно базируется, прежде всего, на естественном здравом смысле, силе очевидности, врожденной способности человеческого разума схватывать, если не все истины, то, во всяком случае, наиболее простые и существенные из них. Учиться в начальной школе во Франции начинают в пять лет. Обучаются с 6 до11 лет, если у ребенка нет проблем с учебой. Обучение делится на курсы: подготовительный (СР), начальный 1-й год (СЕ1), начальный 2-й год (СЕ 2), средний 1-й год (СМ 1), средний 2-й год (СМ2).
Это образование французы получают совершенно бесплатно и в обязательном порядке. За препятствие учебе существует юридическая статья. Большинство детей уже с 2 - 3 лет посещают des coles maternelles, т.е. детские сады), в которых педагоги и психологи 3 - 4 года готовят их к начальной школе. Обучение в начальной школе является практическим: никогда нельзя упускать из виду, что учащиеся начальной школы не могут терять время на праздничные пения, на ученые теории и на схоластические диковины. Дети занимаются 27 часов в неделю, с 9 - 12 часов и с 14 до 17 часов, четыре дня в неделю и в субботу утром. В среду и воскресенье они отдыхают. Школы имеют смешанные классы - девочки и мальчики учатся вместе, несмотря на то, что все еще можно увидеть на старых зданиях надписи «Школа для мальчиков» и «Школа для девочек».
Самым важным предметом в школе является французский язык. На подготовительном курсе усилия учителя направлены на то, чтобы научить ребенка читать. На элементарном курсе (начальном) закрепляется и совершенствуется техника чтения и расширяется словарный запас. Но главная цель обучения французскому языку в начальной школе - научить учащегося писать грамотное и ясное сочинение. Это вершина, к достижению которой, стремятся по этапам. Вначале учащиеся составляют отдельные предложения, затем пытаются связать их. На втором году среднего курса (т.е. на пятом году обучения) учащиеся составляют небольшие письменные сочинения; для этого проводят специальные уроки. Затем сочинения проверяются учителем и несколько работ представляется на обсуждение класса. Дети должны обнаружить грамматические и стилистические ошибки, а также предложить свои варианты улучшения фраз и речевых оборотов.
Следующее место по количеству часов после французского языка занимает арифметика, но это не точное название дисциплины. Соответствующие сведения дает предмет, именующийся в учебном плане «счет». Это более точное название, ибо элементы теории здесь сведены к минимуму: учащийся должен овладеть техникой выполнения четырех арифметических действий, опираясь на чисто эмпирические сведения о десятичной системе исчисления.
На начальном и среднем курсе даются некоторые сведения по истории и географии Франции. Занятия по истории представлены короткими рассказами (2 раза в неделю по 10 минут) о наиболее известных французских государственных деятелях и полководцах, о войнах и отдельных эпизодах эпохи революции конца XVIII века. На географии дети в ходе беседы знакомятся с простейшей интерпретацией таких понятий, как «почва», «климат» и т.д., рассказывают о природных условиях, населении и административном делении Франции. Огромное внимание учителя уделяют краеведческому материалу (исторические события, происходившие в данной местности, памятники старины, хозяйственная жизнь коммуны, города, департамента).
На начальном курсе есть дисциплина - упражнения в наблюдении. Эти занятия по традиции часто называют «предметными уроками» (lecons de choses). Они представляют собой основную форму знакомства школьников с материалом естественнонаучных дисциплин. «Эти занятия, - указывает министерская инструкция, - должны поставить детей перед фактами действительности, с тем, чтобы учащиеся научились внимательно наблюдать их и точно описывать. Первым и единственно доступным ребенку способом изучения внешнего мира является наблюдение». По этой дисциплине нет единообразной и строго обязательной программы. Содержание уроков может меняться, проводятся ли они в городской или деревенской школе. Программа только содержит определенный перечень тем, которые учитель непременно должен пройти.
На начальном курсе объектами наблюдения выступают явления и факты, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Учащиеся должны с помощью учителя дать морфологическое описание того, что они видят, и попытаться установить простейшие связи между наблюдаемыми объектами. На среднем курсе содержание занятий усложняется, так как вводятся темы, связанные с начальными сведениями по физике, химии, биологии.
В ходе занятий надо постоянно обращаться к практике, и поэтому дети проводят простейшие опыты. Результаты занятий фиксируются. Учащийся записывает ход наблюдения и основные выводы.
С первого же года обучения в начальной школе на уроках «ручного труда» предусматриваются различные виды работ для мальчиков и девочек.
Мальчики на подготовительном и на начальном курсах клеят конверты, плетут коврики, учатся обращению со столярными предметами, а на средних курсах - подклеивают и переплетают книги, выпиливают по дереву, изготавливают геометрические фигуры.
Девочек обучают простейшим элементам шитья, вязанию, вышиванию, выведению пятен на одежде.
Ручной труд преподается в комплексе с рисованием и черчением. На начальном курсе дети рисуют черными и цветными карандашами, некоторые лепят с натуры по памяти фигуры. На среднем курсе они учатся пользоваться линейкой, транспортиром, вычерчивают геометрические фигуры и тела, а также простые элементы обстановки.
Таков общий объем знаний, которыми должны овладеть французские школьники в течение начального пятилетнего курса. Далее некоторые из них уходят в лицеи и общеобразовательные колледжи, а другие завершают обязательное обучение в старших классах начальной школы. Высшего курса во многих начальных школах нет, и поэтому учащиеся проводят шестой год обучения на среднем курсе и затем поступают в двухлетний выпускной класс. Это - конец общеобразовательной учебы, преддверие к вступлению в самостоятельную жизнь.


Переход от учения

к жизни


Что же из себя представляет выпускной класс? «Выпускной класс был создан в 1938 г., вслед за продлением обязательного срока обучения до четырнадцатилетнего возраста». Основное его значение заключается в том, что: «Выпускной класс начальной школы должен служить переходом от учения к жизни. Желательно, чтобы здесь ребенок постепенно утрачивал облик школьника и приобщался к многообразным конкретным проблемам, которые в будущем поставят перед ним его профессиональная деятельность и долг гражданина. Учащемуся следует показать, что многие из этих вопросов он может решать с помощью знаний, полученных в школе».

В соответствии с этим тезисом и строятся занятия: новый теоретический материал привлекается в очень небольшом объеме. Упор делается на приобретение эмпирических знаний и конкретных узкопрактических навыков.
Задачи преподавания французского языка заключаются в том, что изучение должно носить практический характер, а теорию следует свести к возможному минимуму. В выпускном классе предмет «арифметика» называется «счет и его практическое применение». Учащиеся оперируют теми же правилами и понятиями, которые они усвоили ранее, но сфера приложения математического материала расширяется, задачи усложняются, а их содержание связывается с практикой. Учащихся знакомят с процедурой купли-продажи, коммерческой документации, проверкой денежной и товарной наличности.
В выпускном классе преподают также такие предметы, как: «элементы прикладного естествознания», «история» и«география». Учебные программы по этим дисциплинам повторяют в более усложненном и расширенном виде, пройденное на среднем курсе.
За время пребывания в начальной школе учащиеся осваивают технику чтения, письма, счета, запоминают элементарные сведения по естествознанию, а также по истории и географии Франции. Преподаваемый материал тщательно обработан и поэтому его усвоение дает не только образовательный характер, но и воспитательный, так как он способствует развитию таких качеств, как трудолюбие и чувство ответственности.
Но следует заметить, что подготовка к практической деятельности осуществляется за счет сужения объема общеобразовательных знаний. Некоторые элементы теоретических знаний даются в той мере, в которой они необходимы для формирования практических навыков.
Этот узкоутилитарный характер обучения в начальной школе рассматривается французскими педагогами как важнейшее достоинство. «Наши учащиеся 12 - 14 лет находятся в таком возрасте, когда им хочется, чтобы их принимали «всерьез», им кажется, что взрослая жизнь им уже по плечу. Они счастливы, когда с ними обращаются, как с «большими», и когда они изучают то, что непосредственно связано с деятельностью взрослого из их окружения. Они тогда чувствуют себя уже не школьниками, а работниками».
Большинство курсов начальной школы - двухгодичные. И это не случайно. Дело в том, что на втором году обучения в каждом двухгодичном курсе учащиеся не получают, как правило, принципиально новых знаний, а пополняют их, приобретая в несколько расширенном объеме то, что они уже проходили в прошлом учебном году. Наиболее характерная черта методики обучения в начальной школе состоит в том, что делается упор на развитие памяти и на дословное запоминание. Подчеркнем, что начальная школа во Франции - центр жизни ребенка. И это также серьезное достижение ее системы образования.

Автор: Людмила ЛЕКАРПЕНТЬЕ
Источник: http://www.top68.ru/culture/poznanie-na-oshchup-ili-kak-uchat-detei-vo-frantsii-12851

Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
3Комментарии
Елена Гаврилко23:22 09.11.2013

Очень интересная и познавательная статья, особенно для меня, мамы будущего первоклассника. Сложно определить по статье все плюсы и минусы такой педагогической системы, но, мне кажется, что французским детям учеба больше в радость чем нашим.

Спасибо! Выбирала лучшее для Вас! У них понятие обучения другое и оплата достаточно выше, чем у нас. А дети есть дети! Кто-то с удовольствием и там учится, а кто-то нет!

Комментарий был удален пользователем Светлана Кудымова
Другие страницы по этому интересу

Правила

Это страница для твоих проектов!

Твой Дневник! Твои идеи! могут быть здесь!

Делись опытом и знаниями, обсуждай интересы!

Зачем размещать статьи и мастер-классы на сайте "Мамина страница"?

Прямой эфир
ВсеТоп-10 страниц
Статьи

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя *
Email *

Сообщение

Введите код с картинки

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: