Как организовать занятия с ребенком дома. Фланелеграф
9
10271
Планируя самостоятельное, домашнее воспитание одного или двух малышей, важно учитывать, что эта задача требует практически всего свободного времени, которым располагает мама. Поэтому без грамотного планирования не обойтись. Чтобы не истощиться эмоционально и физически раньше, чем ребенок успеет дорасти до школы, и не забросить свое ценное начинание, придется совмещать несколько занятий в одном.
Кроме того, девочкам и мальчикам необходимо учиться взаимодействию с ровесниками: сотрудничать, добиваться, договариваться, отстаивать собственное мнение. Каждый родитель ищет пути социализации, исходя из своих представлений. Мы, к счастью, нашли возможность снова посещать центр детского развития, где Олеся на протяжении нескольких часов занимается рисованием, постигает декоративно-прикладное искусство и общается с детьми внимательных и аккуратных родителей.
Нашим педагогом я очень дорожу. Во-первых, потому что она профессионал, человек целеустремленный и обязательный. Во-вторых, потому что я с карандашом и красками дружу на уровне примитивных иллюстраций, а способности моей дочери значительно больше. И развивать их нужно умеючи. Но с большинством аспектов домашнего воспитания мы с мужем справляемся без сторонней помощи. Возможно, сказывается наш возраст (30 и 43 года) – в 20 такого опыта, конечно, не было.
Постановка целей, ориентирование на результат
Для каждого года жизни малыша существуют критерии адекватного развития. Я предпочитаю руководствоваться не статьями из Интернета, а образовательной программой, рекомендованной для детских садов. Ориентируясь на эти цели, планируется нагрузка на ближайший период. В связи с ярко выраженной сезонностью нашего климата, я обрисовываю карту развития ребенка дважды в год: октябрь-март и апрель-сентябрь. Это удобно еще и потому, что в апреле у Олеси день рождения.
В данном Интересе также будет размещена информация, посвященная знаниям, умениям и навыкам ребенка всех возрастов.
Вариантов планирования существует много. Один из самых удачных, как мне кажется, выглядит следующим образом. Несколько вертикальных лотков для бумаг подписываются («речь», «музыка», «лепка» и т.д.) и заполняются книгами, альбомами и методичками соответствующей тематики. Обращаться к ним можно в порядке очередности и привязав к дням недели. Более сложное решение - таблица (дни недели по горизонтали, задачи по вертикали, конкретные приемы, игры – на пересечении). Ее потребуется регулярно обновлять.
Карточки и авторские методики
Я опираюсь на разработки Глена Домана и Сесиль Лупан - непременно посвящу их трудам отдельные публикации. Активно задействую карточки всех возможных размеров (от А4 и меньше), их общее число в моем запаснике приближается к тысяче. Карточки хороши компактностью, удобством хранения, универсальностью, многофункциональностью, относительной дешевизной.
Гибкость и совмещение
Практически все мамы, помимо ухода за детками и их воспитания, нагружены домашним хозяйством в полном объеме. Но любую бытовую задачу можно сделать посильной и полезной для ребенка. Например, на полдник мы решили приготовить ленивые вареники. Их компоненты: творог, яйцо, сахар, пшеничная мука. Можно не нарезать вареники привычными кусочками, а выдавливать формочками из раскатанного творожного теста толщиной меньше сантиметра – это с удовольствием сделает помощник. Сэкономит время мамино время и заморозка залепленных впрок вареников.
Поскольку кухню потом, скорее всего, придется выметать и мыть, параллельно делаем соленое тесто для лепки. Пропорции: два стакана муки, стакан мелкой соли, стакан теплой воды. Позволим ребенку повозиться с обминкой теста подольше, чтобы обеспечить требуемую эластичность. Фигурки из крутого соленого теста можно раскрашивать после высыхания. А можно сразу, с помощью подкрашенной жидкости, придать материалу необходимые оттенки и в дальнейшем работать с ним, как с пластилином.
Это лишь один вариант совмещения маминых задач. Еще одна составляющая успеха – гибкость, умение перестраиваться в зависимости от сложившихся обстоятельств. Таковыми могут стать болезнь, отключение горячего водоснабжения или электричества, внезапный ливень, приход незваных гостей, капризное настроение карапуза. Если под рукой схема, табличка или иная «шпаргалка» по организации домашнего воспитания, а также большой арсенал развивающих пособий, то залатать возникшие пробелы в расписании дня удастся легко. Поделюсь своей наработкой, составленной в word-документе. Если кому-то такой шаблон нужен, напишите в комментариях, пожалуйста, вышлю персонально – сможете редактировать под себя.
Составляла и заполняла напоминалку, исходя из собственных возможностей: отсутствия машины, проживания вдали от районного центра на 25 км, от областного – более чем на 80 км. Любовь Лозинская, к примеру, наверняка исключила бы занятия с педагогом по ДПИ, так как сама обладает художественным образованием, Светлана Кудымова сумеет без посторонней помощи привить дочке любовь к языкам, Елена Журок включила бы путешествия… Каждая мама способна передать ребенку свой уникальный опыт.
Материальная база
Помимо вышеописанных пособий и материалов, мы располагаем тематическими наборами игрушек: музыкальные инструменты, слесарные инструменты, посудка, миниатюрная кукольная мебель и т.д. Физическое развитие в домашних условиях обеспечивается спорткомплексом «Ранний старт – стандарт» с горкой, пружинным батутом метрового диаметра, большими качелями, кеглями, многочисленными мячами разного диаметра, скакалкой. Также любимы гимнастические кольца, тарзанка, фитбол, баскетбольное кольцо, длинная палатка 160 см. Из уважения к соседям для вечерних игр куплен мяч из искусственного меха. Задействуем кубики, конструкторы, счетные палочки, камешки, пластилин, краски, карандаши разного качества, плоские и объемные пазлы, мозаики. Большая комната 16 м2 полностью отдана старшей дочке. Все Олесины подружки старше ее, но с удовольствием проводят время в нашей детской.
Как изготовить фланелеграф своими руками
Для занятий по развитию восприятия, воображения, мышления и речи удобно использовать фланелеграф – плотно обтянутую фланелью доску. Картинки фиксируются на вертикальной поверхности за счет сцепления тканей: на доске и на обратной стороне карточки. Липучки и булавочки не требуются.
Мы использовали ДСП с уже сточенными уголками. Обтянули белой фланелевой пеленкой, закрепили ткань гвоздиками со шляпками. Картинки проще и быстрее сначала наклеить на материал (ПВА, канцелярский клей), высушить, а потом вырезать по контуру. Игр на фланелеграфе не счесть: составление пейзажей, разыгрывание сказок, изучение геометрических фигур, сопоставление по цвету и размеру, определение лишнего предмета в ряду, поиск общего признака. Можно сделать дополнительный фон. Примерно на четверть высоты доски отрезать ткань зеленую (поле), голубую (вода), желтую (песок), после чего закрепить ее на обратной стороне фланелеграфа с помощью липучек – прямо поверх основного фона.
Аналогом фланелеграфа является фетровая доска, о которой рассказывала Светлана Кудымова. Думаю, фетр даже лучше, ярче и практичней, хотя дороже.
Спасибо большое всем, кто дочитал до конца эту вводную статью. Следующая публикация будет ровно через неделю.

Алена, у Вашей доченьки есть предпочтения в занятиях? И если ее что-то не интересует, (не в конкретный день, а вообще), Вы настаиваете на занятии, или заменяете его другими? Я когда со старшим ребенком, он еще в садик не ходил, пыталась заниматься – некоторые занятия просто «не шли». Например, мой сын совсем не любит рисовать. Даже сейчас, в 5 лет, он рисует только на занятиях в садике.
Подскажите, картинку для фланелеграфа, Вы наклеиваете на какую ткань, чтобы получилось сцепление?

Да, с рисованием и лепкой у меня были проблемы. Олеся сама предлагала, но быстро прекращала. А на занятиях с педагогом она с удовольствием делала и то, и другое - подолгу. Сейчас я леплю с ней по книжкам с картинками или распечаткам из Интернета. Рисуем просто в удовольствие - раскрашиваем картинку на двоих или я вожу ее ручкой с карандашиком. Все равно я методики не знаю и способностей не имею в этом плане.



Мне очень понравился ваш план "Олесенька занятия" супер! но столько планов на один день!!! или это ориентировочные, а делаете несколько из предполагаемых? Это план на день или это общие ориентиры?
Обновлено: 09:58 15.11.2013 Елена Журок

Нет, конечно, не на день. Это просто удобная шпаргалка. В зависимости от погоды, настроения, времени и великого множества других факторов выбираем занятие. Мне так проще ориентироваться и ничего не упустить из виду.
Алена,суперские шпоргалки. И полезные. Чувствуется, что вы со свей ответственностью подходите к занятиям с детьми. Вот бы все мамы так!!!
-
Двухъярусная детская кровать своими руками – наши идеи, фото и чертежи
На сайте «Мамина страница» я уже рассказывала о том, какие интересные вещи строит наш папа своими руками. На прошлом месте...
65 -
Развитие усидчивости у детей дошкольного возраста. Игры-ходилки
Сегодня предлагаю мамам старше тридцати вспомнить игры и игрушки нашего детства. На коробках не сообщалось о том, что содержимое развивает...
23 -
Словарный запас ребенка от 2 до 4 лет: слова нужные и ненужные
Невозможно предугадать, какую лексику ребенок будет активно использовать. Его повседневный арсенал может включать как случайные слова, так и те,...
43 -
Нравственное воспитание дошкольников. «Караул» бездомных животных и безопасность наших детей
Бездомных животных меньше не становится. И не только потому, что одни люди активно этому способствуют, но и потому, что мы равнодушно им это...
214 -
Виды сюжетно-ролевых игр. Игровой домик в детскую своими руками
Сюжетно-ролевые игры – превосходный развивающий инструмент для детей, достигших трехлетнего возраста. В процессе них можно оценить...
306 -
Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников. Этикет за столом
Я против вседозволенного поведения детей в гостях, кафе и ресторанах. Часто можно наблюдать, как взрослые едят, пьют и общаются между собой, не...
24 -
Как подготовить ребенка к школе: речь
Цикл публикаций о том, как правильно и эффективно подготовить ребенка к школе, продолжаем материалом о речевых навыках. Многие родители ошибочно...
95 -
Нравственно-эстетическое воспитание детей 5-6 лет. Достопримечательности родного края
Приобщение к изобразительному искусству имеет важнейшее значение для нравственно-эстетического воспитания детей 5-6 лет. Так, усложняется...
24 -
Как подготовить ребенка к школе: письмо
Вопросы о том, как подготовить ребенка к школе, многие задают после выпускного в детском саду, буквально за пару месяцев до первого...
168 -
Как подготовить ребенка к школе: мыслительные способности
За год-полтора до поступления в первый класс родители начинают задумываться о том, как подготовить ребенка к школе. От многочисленных красочных...
136 -
Словарный запас ребенка от 5 до 6 лет. Юный эрудит
Любознательность – естественное качество любого ребенка. Однако современные школьные программы и применяемые на практике методики их...
16 -
Домик для куклы своими руками - наш подарок дочке на 4 годика
Предлагаю вниманию читателей «Маминой страницы» фотографии и описание домика для куклы, сделанного своими руками. Его красивенькие...
488 -
Виды аппликаций. Работы дочки в возрасте 2-3 года
Переоценить важность аппликации для развития ребенка не получится. Мелкая моторика, образное и конструкторское мышление, воображение,...
78 -
Развивающий потенциал загадок. Большая книга загадок О. Узоровой и Е. Нефедовой
Сто одежек, но все без застежек – одна из популярнейших детских загадок, ответ на которую помнится всю жизнь. К сожалению, многие из...
17 -
Словарный запас ребенка от 4 до 5 лет. Обучение иностранным языкам
Ребенок 4-5 лет располагает довольно большим словарным запасом, произносит большинство звуков, пользуется сложными синтаксическими...
58 -
Пальчиковая гимнастика. Куклы для пальчиковых и перчаточных игр
Самые известные игры детства – «Сорока-ворона» и «Коза рогатая» - это не что иное, как веселая пальчиковая...
612 -
Развивающий потенциал скороговорок
Скороговорки – мощнейший инструмент для речевого развития дошкольника. Чтобы добиться максимальной пользы, скороговорки выбирают исходя из...
1110 -
Физическое развитие ребенка 4-5 лет. Осваиваем самокат
Обязательными условиями для физического развития ребенка в 4-5 лет являются последовательность, разнообразие видов активности и организация...
68 -
Развивающий потенциал пословиц и поговорок
Пословицы и поговорки широко используются в разговорной речи, придавая ей образность и выразительность. Знакомить ребенка с пословицами можно...
48 -
Трудовое воспитание ребенка от 2 до 3 лет. Банный день для игрушек
Практически все хозяйственные дела ребенок двух лет отроду выполняет вместе с мамой. Если же вам кажется, что кое-что ему вполне посильно без...
912 -
Трудовое воспитание ребенка от 3 до 4 лет. Уход за домашними животными
По достижении трехлетнего возраста даже покладистые малыши зачастую становятся несговорчивыми, поэтому приобщить их к хозяйственной деятельности...
1611 -
Трудовое воспитание ребенка от 5 до 6 лет. Картины из еды
Пятилетние дети в большинстве своем самостоятельно одеваются и раздеваются, с интересом участвуют в хозяйственно-бытовой деятельности, помогают...
67 -
Трудовое воспитание ребенка от 4 до 5 лет. Хранение личных вещей ребенка
Если делать уборку ежедневно, она наверняка займет немного времени и не окажется утомительной. Важно с ранних лет приучать малыша к...
1911 -
Что должен уметь ребенок в пять лет. Дидактические плакаты
Во многом самостоятельные, пятилетки не нуждаются в постоянном присутствии взрослого. Они способны подолгу рисовать, конструировать, разыгрывать...
811 -
Что должен уметь ребенок в три года. Игрушка-шнуровка
Многие дети накануне трехлетнего возраста демонстрируют огромный скачок в развитии: начинают активно говорить, стремятся к самостоятельности,...
2514 -
Разрезные картинки и лото для самых маленьких
Разрезные картинки и лото для самых маленьких – доступный дидактический материал, используемый для развития детской памяти, внимания,...
37 -
Что должен уметь ребенок в четыре года
К четвертому дню рождения большинство деток уже успели порадовать взрослых рассказанными наизусть стихотворениями, удивить оригинальными...
1011 -
Познавательные опыты для дошкольников. Используем баночки из-под детского питания
Проведение опытов в домашних условиях – занятие увлекательное и практически бесплатное. То, что родители давно воспринимают, как...
109 -
Развитие связной речи ребенка 3-4 лет. Работа с карточками
Беседуя с ребенком, взрослые зачастую не договаривают слова, предлагая маленькому собеседнику (слушателю) закончить предложение, высказывание...
17 -
Чтение художественной литературы с детьми 3-5 лет. Список авторов
Формирование целостной картины мира и литературной речи немыслимо без чтения произведений поэтических и прозаических жанров. Драма...
126 -
Физическое развитие ребенка в 2-3 года. Домашний спортивный комплекс
К двум годам ребенок с нормальными показателями здоровья умеет ходить и бегать, подниматься и спускаться по лестнице, прыгать на месте и в...
115 -
Физическое развитие ребенка в 3-4 года. Пружинный батут
Развитию интеллектуальных и творческих способностей «домашних» деток родители посвящают значительно больше времени, чем их...
199 -
Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Делаем кормушку для птиц
Ориентировочно в три года большинство детей начинает интересоваться названиями и функциями окружающих предметов в доме и за его пределами....
2911 -
Социализация "домашнего" ребенка. Делаем адвент - календарь
Из всех детишек, которых я знаю, только двое ходят в детский сад с удовольствием. Остальные делятся на примерно равные группы: принимают как...
4010
Алена!, спасибо читала вашу статью и улыбалась, спасибо что и меня упоминули. Меня порадовали ваши пазлы и карточки. Здорово! Я тоже такие люблю дидактические материалы, так как сама уже 3 года почти занимаюсь с доченькой дома так как ей пока нигде не нравится. Вы молодцы, рада за Вас! Развития Вам и творческих успехов!
Спасибо за отклик! Света, а Вы карточки готовые покупаете или сами делаете? Я нашла для себя "Мозаику-синтез" (большие, а4) и "Белорусский дом печати" (маленькие). Они в таком разнообразии, что даже придумать что-то сверх не получается.