Развитие связной речи ребенка 3-4 лет. Работа с карточками  
7
5095

Беседуя с ребенком, взрослые зачастую не договаривают слова, предлагая маленькому собеседнику (слушателю) закончить предложение, высказывание или строчку из известного ему произведения. И случается, что малыш обладает достаточно хорошо развитым кругозором, может назвать или охарактеризовать разнообразные предметы и явления, но при этом испытывает сложности с самостоятельным построением законченных фраз.

Кто ясно мыслит – тот ясно излагает, именно это мудрое наблюдение стоит иметь в виду, анализируя речевое развитие ребенка дошкольного возраста. Логичные, последовательные, грамматически корректные словесные конструкции отражают упорядоченность мыслей и отчетливое понимание предмета беседы. Это хорошо заметно на примере еды: формулировки вроде «Купи мне, пожалуйста, шоколадное яйцо, я его очень хочу» довольно быстро усваиваются и воспроизводятся.

Важно приучать ребенка давать развернутые ответы на задаваемые ему вопросы, а также развивать его память и речевые навыки путем пересказа.

В повседневном общении, для развитие связной речи ребенка 3-4 лет, стоит вовлекать детей в полноценный диалог с построением сложноподчиненных предложений, расширяя перечень используемых союзов: если …то, потому что, когда, чтобы, куда, что, такой…как и других. Побуждение к развернутым высказываниям не должно сопровождаться давлением. Лучше ненавязчиво поправлять ребенка между делом: в его памяти все равно сохраняются типичные речевые шаблоны.

Если ребенок 3 - 4 лет не очень разговорчив, малоинициативен и стесняется общаться, желательно как можно чаще акцентировать его внимание на незнакомом, оживленном, ярком. Под сильным впечатлением робость зачастую отходит на второй план. Некоторые родители буквально отмечают скачки в развитии связной речи ребенка после посещения кукольного или музыкального театра, циркового шоу, заграничного отпуска, а также появления в доме питомца – котенка, собачки. Даже при ограниченных финансовых возможностях и проживании в отдаленных от центра населенных пунктах несколько раз в год стоит вывозить ребенка на культурно-зрелищные мероприятия.

Пересказ содержания спектакля, прослушанного рассказа или любимого мультфильма каждый раз должен становиться все содержательней: стоит подсказывать все новые вопросы, которые обогатят его повествование в будущем, так как постепенно станут привычными.

Необходимо объяснить ребенку 3 - 4 лет, почему важно дослушивать собеседника, не перебивая (чтобы правильно понять, о чем тебе говорят и просто из вежливости). При этом придется набраться терпения, самим не подсказывая ребенку в спешке труднопроизносимые слова – дождитесь, пока он выскажется.

Инициативная (без стороннего побуждения) речь младшего дошкольника должна включать пожелания доброй ночи, приятного аппетита, а также благодарность, извинение, прощание и приветствие. При этом дифференцируются реплики «привет» и «здравствуйте» с указанием уместности каждой из них.

Развитие связной речи ребенка неразрывно связано с познавательной деятельностью. Реагируя на многочисленные вопросы, характерные для возраста «почемучек», родители подают пример грамотного, исчерпывающего и понятного ответа. А также передают собственные слова-паразиты, мимические привычки.

Работа с карточками

Ценнейшим материалом в деле развития связной речи детей 3-4 лет являются карточки с изображениями предметов или сюжетными иллюстрациями. Приобретенные в книжных магазинах или изготовленные самостоятельно, плотные карточки с качественной печатью предлагаются для самостоятельного рассматривания, когда появляется небольшая пауза в организации дня.

Лучше хранить и изучать карточки в комплектах. Помимо получения новых знаний, ребенок также непроизвольно усваивает критерии группировки. Сначала это могут быть животные, птицы, предметы быта, после – более «узкие» группы, например, дикие животные, овощи, молочные продукты, мебель, головные уборы.

Коротенькие рассказы из трех-четырех предложений составляются по одной информативной картинке. Можно предложить ребенку шаблон. Допустим, построить повествование ответами на вопросы

  • что (кто) изображается,
  • где происходит действие,
  • чем занимается центральный персонаж,
  • с какой целью.

Наборы карточек, иллюстрирующих сказки, последовательные действия, служат для воспроизведения (пересказа) или придумывания сюжета в соответствии с картинкой. Помимо памяти и речи, развивается воображение и логическое мышление.

***

Никакого напора и академичности в домашних занятиях с ребенком быть не должно. Естественные интонации, уместность и разумная дозировка – это слагаемые эффективности воспитания и обучения малыша, не посещающего детский сад.

Интеллектуальное и эстетическое развитие деток во многом определяется качеством художественной литературы, выбранной его родителями. О том, что читать детям от трех до пяти лет, я рассказала в предыдущей публикации. 

Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
1Комментарии
Елена Гаврилко20:18 08.01.2014

Cпасибо, Алена, за статью. Действительно, развивать связную речь у ребенка очень важно. Периодически наблюдаю в садике, на площадке как дети не могут высказаться, сформулировать свою мысль, особенно когда их переполняют эмоции.


Обновлено: 20:19 08.01.2014 Елена Гаврилко
Другие страницы по этому интересу

Правила

Это страница для твоих проектов!

Твой Дневник! Твои идеи! могут быть здесь!

Делись опытом и знаниями, обсуждай интересы!

Зачем размещать статьи и мастер-классы на сайте "Мамина страница"?

Прямой эфир
ВсеТоп-10 страниц
Статьи

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя *
Email *

Сообщение

Введите код с картинки

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: