Что должен уметь ребенок в четыре года  
11
5345

К четвертому дню рождения большинство деток уже успели порадовать взрослых рассказанными наизусть стихотворениями, удивить оригинальными суждениями о жизни, продемонстрировать завидную гибкость и принять участие в коллективном детском мероприятии.

Когда малыш не посещает детский сад, бывает трудно выявить его успехи или небольшие отставания на фоне ровесников. Лично я, как родитель и как педагог, являюсь противником ярлыков «норма/отставание/опережение». Однако примерная программа развития все же должна быть под рукой – в качестве ориентира для занятий и игр, как шпаргалка – чтобы ничего важного не упустить. Все-таки в дошкольных образовательных учреждениях нагрузка распределена между двумя воспитателями, музыкальным и физработником, нянечкой – а дома все под контролем держит мама. Очень повезет, если еще и папа участвует, но это скорее исключение.

Итак, по достижении четырехлетнего возраста мальчики и девочки обычно обладают качествами, знаниями и навыками, перечисленными ниже в статье.

Что должен знать и уметь ребенок в четыре года

  • Выполняет без напоминания некоторые гигиенические процедуры (пользуется горшком), умывается, под контролем взрослого чистит зубы дважды в день, моет руки с мылом после прогулки или контакта с загрязненными предметами. Знает требования к порядку во внешнем виде, собственной комнате, за обеденным столом. Радостно реагирует на просьбы принять участие в совместной уборке.
  • Во время еды пользуется столовыми приборами по их назначению, берет салфетки. Помнит, что нельзя одновременно говорить и жевать, а также смеяться в процессе приема пищи.
  • Интересуется не только одиночными, но и совместными играми. Участвует в создании групповых поделок, в подготовке к праздникам.
  • Интересуется названиями и функциями новых для него предметов, задает соответствующие вопросы взрослым и дослушивает ответ до конца.
  • Демонстрирует самоопределение: спрашивает о себе, своем теле, родственниках, месте жительства, о собственном детстве, рассуждает о будущем. Запоминает не только имена, но и отчества знакомых, соседей. Может назвать свое имя, родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, друзей, знает свой пол и возраст. Помнит, как называется его населённый пункт.
  • Приветствует и прощается, благодарит, желает доброй ночи и доброго утра, говорит «пожалуйста» - не всегда самостоятельно, иногда после напоминания.
  • Испытывает и проявляет чувства/эмоции, соответствующие ситуации или тематике прослушанного литературного произведения (радость, огорчение, разочарование, обиду, сопереживание). Проявляет сочувствие к персонажам и реальным людям, предлагает помощь, откликается на просьбу взрослого. Классифицирует сказки, рассказы, музыку как веселые или грустные.
  • Рассматривает иллюстрации, проявляет интерес к слушанию книг. Узнает сказку или стихотворение по маленькому отрывку, воспроизводит сюжет произведения по нескольким иллюстрациям.

  • Принимает участие в беседе после прослушивания музыкальной композиции или просмотра спектакля. Понравившиеся сюжеты и образы впоследствии стремится воплотить в рисунках или при помощи пластилина.
  • Классифицирует детей как мальчиков и девочек, взрослые для него - дяди и тети (мужчины, женщины).
  • Может назвать несколько распространенных профессий.
  • Устанавливает простейшие причинно-следственные связи (прошел дождь – асфальт мокрый, герой поступил нечестно - и в итоге остался без друзей).
  • Ориентируется в знакомой обстановке, без труда определяет направления вперед, назад, указывая рукой на объект, дополняет комментарием: за тобой, рядом, далеко. Не путает правую и левую стороны, соотносит расположение верхнее и нижнее, определяет время суток по нескольким признакам (люди просыпаются, солнце встает, семья завтракает – это утро).
  • Бегает, практически не падая. Свободно забирается на лестницу и спускается с нее, прыгает в длину на 40 см и дальше, умеет бросать и ловить мячи различного диаметра и фактуры. Метает мячики или другие предметы на расстояние от пяти метров.
  • Самостоятельно выстраивает сюжетные линии в игре, запоминает правила игры, предложенные взрослым, и следует им (не всегда хочет, но ему это по силам).

  • Умеет самостоятельно надевать и снимать одежду, не путая последовательность предметов гардероба.
  • Различает по пять-шесть домашних и диких животных, узнает несколько видов птиц, проявляет желание заботиться о природе и домашних питомцах. Осознает элементарные нормы безопасности при общении с животными (нельзя подходить к собаке во время еды, нельзя дергать кошку за хвост).
  • Активно использует все части речи, употребляет вводные слова, междометия, звукоподражательные слова.
  • Умеет раскрашивать контурные рисунки карандашами и красками, практически не выходя за пределы изображения. Без труда отделяет от бруска пластилина небольшой кусочек, может скатать шарик или палочку, разминает пальцами, вырезает произвольные формы при помощи стека.
  • Умеет сортировать предметы по цвету (полная радуга + белый, черный, коричневый), форме, размеру. Определяет лишний в ряду однородных, мотивирует свой выбор. Находит 3-5 различий между схожими иллюстрациями. Сопоставляет предметы как одинаковые или разные, понимает значение слов «больше» и «меньше».

  • Ребенок в четыре года должен уметь показать, где именно локализуется боль, а также обращаться к старшим с жалобой на свое плохое самочувствие.

В качестве дополнительного источника информации при подготовке статьи для «Маминой страницы» мною было выбрано авторитетное издание:

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

Также в статье использованы графические материалы из издания «Мамино солнышко» и «Сказочного журнала».

Приятный мультфильм «Осьминожки»

 

 

Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
10Комментарии

Алена, спасибо за интересную публикацию. а как можно найти журналы, странички из которых Вы показали? Довольно интересные задания, детки даже меньшего возраста заинтересуются такими задачками.

Алена Орабей 20:57 22.01.2014

Анастасия, по этой ссылке http://maminosolnishko.by/ Вы попадете на официальную страницу редакции "Маминого солнышка". Найдете и подписной индекс для России, и несколько журналов, доступных для скачивания. Один номер у нас в Беларуси стоит чуть дешевле доллара.
Очень рада, что они Вам понравились. Издания действительно качественные, удобного формата, в плотной обложке, с разнообразием заданий и заготовок для творчества.

Елена Zh 09:37 23.01.2014

Алёна, спасибо за статью, есть уточняющий вопрос:
ребенок 4 лет должен уметь одеваться, это касается и верхней одежды, то есть и куртку и шапку сам завязать и варежки?
еще вопрос про прыжки на одной ноге, должен уже уметь прыгать в 4 года?
И вопрос про способность вырезать ножницами?
заранее Вам благодарна за ответ!

Алена Орабей 11:41 23.01.2014

Да, про ножницы упустила. Только по прямой должен уметь разрезать листок к 4-летнему возрасту.
Прыгать на одной ножке теоретически должен, но не высоко. И то, если ранее показывали. А если впервые попросить попрыгать, может и не справиться.
В 4 года должен только надевать и снимать одежду - не наизнанку, не задом-наперед; шнуровать обувь, завязывать шапочки, умело пользоваться разъемным замком-молнией - не обязан. Варежки - да, про перчатки, честно, не знаю.

Елена Zh 13:12 23.01.2014

Соглашусь с автором статьи в том, что понятие "норма" по отношению к детям как то сложно применяется. ребенок ничего никому не должен. Но польза в таких вот обобщающих материалах все таки очень большая. Я воспринимаю всегда такие статьи как руководство к действию: чему то надо прямо научить, чему то больше уделить внимание.
Спасибо, Ален и за знакомство с журналами. Они же должны и просто продаваться, наверное... присмотрюсь в магазине...

Хороший и познавательный материал, но также, я бы сказала, и руководство к действию. Как педагог, отмечу, что все относительно. Ведь дети имеют разные психотипы, а значит, и реакции, и степень усвояемости тех или иных элементов. Так что не нужно грузиться, если ребенок "не дотягивает до нормы". Помогите и поддержите ребенка- почувствовав это, ребенок быстрее освоит все то, что дается ему с трудом.

Алена Орабей 12:46 24.01.2014

Когда моя Олеся была совсем крошечная, я так переживала, что у нее что-то не получается "к сроку". Но ничего, все же пришло со временем. И речь, и умение пользоваться горшком, и адекватная реакция, и привычка к режиму. А тогда казалось, что этот период кажущейся неудачи никогда не закончится) Теперь, конечно, реакция у меня и мужа уже другая. Адекватная ;)

14:24 24.01.2014

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был успешным, в том числе и в своих познаниях и развитии. Поэтому, конечно же мы все время проверяем, тестируем, сравниваем. Главное, чтобы ребенок этого не чувствовал и не осознавал. Хватит ему еще тестов по жизни! Спасибо автору за хорошую тему, мы тоже в сад не ходим и стараемся сами развиваться!

Алена Орабей 14:32 24.01.2014

Спасибо, Анна, что присоединились!

Другие страницы по этому интересу

Правила

Это страница для твоих проектов!

Твой Дневник! Твои идеи! могут быть здесь!

Делись опытом и знаниями, обсуждай интересы!

Зачем размещать статьи и мастер-классы на сайте "Мамина страница"?

Прямой эфир
ВсеТоп-10 страниц
Статьи

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя *
Email *

Сообщение

Введите код с картинки

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: