Русские народные подвижные игры для детей
7
21275
Как только наступает весна, сходит снег, детишки активно играют в коллективные подвижные игры на свежем воздухе! Если же погода плохая, то есть русские народные игры, которые подойдут для игр дома, в детском саду или другом помещении. Как правило подвижные игры имеют одного или двух главных действующих персонажей, для того, чтобы выбрать воду, вожака, волка или ведущего надо рассчитаться, для этого обратитесь к ранее опубликованной странице Считалки для коллективных игр детей дошкольного и младшего школьного возраста
Пусть дети играют, через игру они учатся дружить, соблюдать правила и становятся здоровее, особенно, если игры проходят на свежем воздухе, на улице!
Итак, сценарии народных подвижных коллективных игр для ваших детей!
Детская подвижная коллективная игра «КОШКА И МЫШКА»
«Кошка и мышка» — игра весёлая и задорная. Она хорошо известна почти всем ребятам нашей страны.
С чего начинается игра? По считалке выбирают кошку и мышку, затем игроки становятся в круг и берут друг друга за руки. В середине круга —мышка, а кошка расхаживает возле круга и глядит на мышку. И так зайдёт и этак, и шагом пойдёт и побежит: это она высматривает, где бы ей легче было прорваться в круг. Иногда при этом поют песенку. Вот такую:
Кошка на мышку бросается, Ла-ла-ла, ла-ла-ла! Мышка от кошки спасается, Ла-ла-ла, ла-ла-ла!
Участники игры — друзья мышки. Они оберегают мышку, не подпускают к ней кошку. Чтобы хитрая кошка не прорвалась в круг, надо крепче держаться за руки. Если кошка захочет проскочить низом, надо быстро присесть и не пропускать её. Если кошка вздумает перескочить через круг, надо быстро встать.
Зорко следите за кошкой!
А кошка пусть помнит вот что: она может и прорываться в круг, и подлезать, и перепрыгивать, но не смеет превращать игру в возню и потасовку.
Кошка проворная, ловкая, лукавая: так или этак, а непременно проскочит в круг! Что тогда делать? Надо сейчас же тем, возле кого находится мышка, поднять или разомкнуть руки: тогда мышка может выбежать из круга. Понятное дело, кошка тоже бросится к этому выходу. Здесь нельзя дремать: только выбежит мышка, быстро закройте этот выход и как можно крепче держитесь за руки, чтобы кошке нелегко было выбраться из круга. Кошка будет бегать по кругу, а мышка будет бегать снаружи да поддразнивать кошку:
— А ну-ка, выскочи! А ну-ка, поймай меня! Как ни удерживай кошку, она всё-таки выскочит из круга. Тут как можно скорее откройте вход для мышки. Как только она будет в кругу, опять закройте вход, чтобы следом за ней не вбежала кошка...
И опять кошка станет бегать вокруг.
Следите за ней в оба! Очутится она в кругу — немедля выпускайте мышку.
Мышка должна быть прыткой, шустрой, догадливой, юркой. Пусть она делает вид, что не знает, как ей спастись от кошки, пусть, как может, показывает, что испугалась кошки: это только больше раззадорит кошку! А на самом деле мышка должна всякий раз увёртываться от кошки, у неё должны быть наготове разные уловки.
Бывает, что иной раз мышка оказывается несообразительной, неповоротливой, ротозейкой. Вместо того чтобы проворно отскочить от кошки, увернуться, она с разбега наскочит на кошку—и окажется у неё в лапах!..
Если кошка схватит мышку, она становится мышкой, а мышка — кошкой, и игра продолжается. Но можно выбрать и новую кошку и мышку. Это уж как захотят участники игры.
Детская подвижная коллективная игра «Каравай»
Это игра маленьких ребят. Если малыши не знают, чем заняться, научите их играть в «каравай». Сначала надо объяснить малышам, что каравай —это большой круглый хлеб. Затем надо поставить их в круг и сказать, чтобы они взялись за руки. На середину круга пусть выйдет один из малышей, например Алёша. После этого все идут справа налево и поют песенку:
— Как Алёше на рожденье Испекли мы каравай!
Когда запоют:
— Вот такой вышины! —
все должны поднять руки: показать, какой высокий каравай. Когда запоют:
должны присесть на корточки. После этих слов надо быстро встать, раздвинуть круг шире, > рук не разнимать и петь:
- Вот такой ширины!
И сейчас же надо быстро сузить круг, со всех сторон обступить Алёшу и петь:
- Вот такой ужины!
Как споют, пусть снова раздвинут круг и запоют:
— Каравай, Каравай,
Кого любишь, выбирай!
Алёша станет думать: кого ему выбрать? Пока он раздумывает, хоровод ходит, не останавливаясь, и повторяет свою песенку:
— Каравай, Каравай,
Кого любишь, выбирай!
Кого Алёша выберет, тот пусть выходит на середину круга, и можно начать игру снова.
Детская подвижная коллективная игра «Горелки»
А вот ещё одна весёлая игра русских и украинских ребят — горелки. Играют в горелки весной и летом во дворе, на лужайке, на площадке. Играющих может быть много —всех принимайте в игру!
Сначала надо сосчитаться и выбрать вожака, того, кто будет «гореть» — догонять убегающих.
Вожак отходит от других участников игры. Он идёт вперёд, но не очень далеко — шага за три, за четыре. Здесь он становится спиной к ребятам и приговаривает нараспев:
— Горю, горю на камушке! Горю, горю на камушке!
Оглядываться и смотреть по сторонам ему запрещено.
Пока он приговаривает так, все другие берутся за руки и становятся за ним парами — одна пара за другой. Как станут, запевают хором такую песенку:
— Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле —
Гляди на поле:
Ходят грачи
Да едят калачи.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Как только пропоют эти слова, вожак должен глянуть на небо.
Тут последняя пара в веренице разнимает руки — один побежит вперёд вдоль вереницы справа, другой — слева. Вот они поравнялись с вожаком — а он всё стоит и не оглядывается,— и вдруг все громко кричат ему:
— Раз, два,
Не воронь,
Беги,
Как огонь!
Вожак оглядывается и со всех ног кидается к бегущим. Он норовит поймать одного из них. Но не так-то легко это сделать: бегущие ловко увёртываются от вожака. Иной раз они ещё поддразнивают вожака такой припевкой:
— Мишка-медведь,
Научи меня лететь!
Мишка-медведь,
Не умеешь ты лететь!
А сами стараются сбежаться и схватиться за руки. Вожак мешает им, не подпускает их друг к другу. Если они схватятся за руки, то вожак им больше не страшен: они спокойно идут к веренице и становятся впереди первой пары. А вожаку снова гореть. Он повертывается спиной к веренице и приговаривает
-Горю, горю
На камушке!-
И все повторяется сначала.
Бывает и так, что вожак не сумеет поймать бегущих и во второй раз, тогда ему снова гореть. Не сумеет поймать в третий раз – опять гореть! Такого неудачливого вожака дразнят:
Огарушек, огарушек,
Стань на черный камушек!
Плохо стоишь –
Совсем сгоришь!
Но если вожаку удастся поймать одного из бегущих, все сразу меняется: теперь должен гореть тот, кто остался без пары. А бывший вожак и тот, кого он поймал, идут к веренице и становятся впереди всех. Игра продолжается до тех пор, пока не побегают все пары. Без этого нельзя закончить игру!
Русские народные подвижные игры для детей « Игра гуси-лебеди и волк»
Играть в «гуси-лебеди» лучше всего летом на свежем воздухе. Для игры нужно только просторное место, где бы можно было свободно бегать.
Зовите играть всех: чем больше соберётся ребят, тем веселее будет игра.
Сначала — по согласию, или по жребию, или по считалке — надо выбрать хозяйку и волка. Все остальные будут гуси- лебеди.
Хозяйка с гусями-лебедями уходит в одну сторону — там их дом. Волк уходит в другую сторону, «за гору»,— там его дом.
Между домом хозяйки и домом волка будет чистое поле.
Волк сидит в своём доме за горой и посматривает по сторонам.
А хозяйка говорит гусям-лебедям:
— Гуси-лебеди! Пора
В чисто поле со двора!
Как скажет это хозяйка, гуси-лебеди захлопают крыльями, закричат: «Га-га-га!» — и побегут в чистое поле.
В поле они ходят не спеша, щиплют траву да покрикивают:
Га-га-га! Га-га-га!
Услышит их волк, выйдет из своего дома и станет подкрадываться к гусям-лебедям.
В это время хозяйка хватится:
Где-то мои гуси-лебеди?
Выйдет она из дома и станет кликать:
Гуси-лебеди, домой!
Гуси-лебеди закричат:
Га-га-га! — и побегут к хозяйке.
Глядь — подходит волк.
Испугаются гуси-лебеди, прижмутся друг к другу. Сами с опаской на волка поглядывают. А он всё ближе подходит...
Хозяйка из своего дома не видит волка и опять кличет:
— Гуси-лебеди, домой!
Отвечают ей гуси-лебеди:
— Нам нельзя идти домой!
— Почему? — спрашивает хозяйка.
Гуси-лебеди ей отвечают:
— Серый волк под горой!
— Что он делает?
Гуси говорят:
— Под горою волк похаживает,
На нас волк поглядывает!
То туда идёт,
То сюда идёт,
Нам пройти не даёт...
А волк и вправду быстро ходит взад-вперёд — не пропускает гусей-лебедей. Гуси-лебеди вытягивают шеи, шипят, машут крыльями — это они пугают волка. Да волк не очень-то их боится! Отступит немножко, попятится, а сам теснит гусей-лебедей к своему дому, к своей горе.
Хозяйка опять зовёт:
— Гуси-лебеди, домой!
Хлопают крыльями гуси-лебеди, кричат, хотят бежать к своей хозяйке. А волк не даёт им пройти, загораживает путь, бегает перед ними, рычит страшно да всё подгоняет их к своему дому.
И так он напугал гусей-лебедей, что они даже не смогли вырваться!..
Гнал-гнал волк гусей-лебедей и загнал всех в свой дом. Загнал и говорит:
— Сидите,
Не кричите,
Крыльями не машите!
А хозяйка послушала-послушала — не откликаются гуси- лебеди. Пошла искать их.
Идёт она по чистому полю, смотрит под ноги и приговаривает:
— Тут волчий след,
Тут гусиный след.
Тут волчий след,
Тут гусиный след...
Так по следам и пришла к волчьему дому. Пришла и зовёт волка:
— Волк, волк! Поди сюда!
Волк вышел и спрашивает:
— Чего тебе надо?
Хозяйка говорит:
— Не ты ли утащил моих гусей-лебедей?
Волк отвечает:
— Да я твоих гусей-лебедей и не видывал! Какие они у тебя были?
Хозяйка говорит:
- И белые были,
И серые были,
И пёстрые!
Волк подумал-подумал и придумал хитрость:
— Вон по той дорожке пойдёшь — Всех гусей-лебедей найдёшь:
И белых,
И серых,
И пёстрых!
Поверила хозяйка волку, пошла по той дорожке, какую он указал. А гуси-лебеди в это время захлопали крыльями (в ладоши захлопали). Хозяйка прислушалась и спрашивает:
— Волк, волк, что это за шум в твоём доме? Волк отвечает:
— Это у меня ложки да плошки с полки на пол падают! Ступай своих гусей-лебедей ищи!
Отошла хозяйка от волчьего дома. Идёт не спеша, посматривает по сторонам, а сама припевает:
— Я и здесь хожу, Я и там хожу,
А гусей-лебедей Я нигде не нахожу!
Остановилась и говорит:
— Пойду опять к волку!
Приходит и зовёт:
— Волк, волк! Поди сюда.
Волк выходит из своего дома.
— Чего тебе надо?
Хозяйка говорит:
— Я по той дорожке шла, до конца дошла, а гусей-лебедей так и не нашла. Где мои гуси-лебеди?
Волк ей в ответ:
— Иди теперь вон по той кривой дорожке,
Если пойдёшь, Всех гусей-лебедей найдёшь:
И белых,
И серых,
И пёстрых!
Хозяйка поверила, пошла по кривой дорожке (в какую-нибудь сторону, всё равно).
Тут гуси-лебеди стали громко шипеть. Прислушалась хозяйка, вернулась и спрашивает:
— Волк, волк, а кто это в твоём доме так шипит?
А волк бесстыжий, ему хоть бы что.
— Это,— говорит,—щи в моей печке кипят!
Пошла хозяйка. Ходит, смотрит по сторонам, припевает:
— Я и здесь хожу,
Я и там хожу,
А гусей-лебедей
Я нигде не нахожу!
Подумала и говорит:
— Обманул меня, видно, волк! Пойду к нему опять!
Приходит к волчьему дому:
— Волк, волк! Поди сюда!
Волк выходит:
— Что тебе надо?
— Я по кривой дорожке шла, да гусей-лебедей не нашла. Скажи, где они? Не у тебя ли?
Волк говорит:
— У меня их нет.
Если в тот овражек пойдёшь, Всех гусей-лебедей найдёшь:
И белых,
И серых,
И пёстрых!
Хозяйка говорит:
— Ну что ж, пойду в овражек!
Волк ей в ответ:
— Иди, иди!
Пошла хозяйка. Шага три отошла и вдруг слышит —в волчьем доме кто-то ногами топает.
— Волк, волк! — говорит хозяйка.— Кто это в твоём доме так топает?
А волк и глазом не моргнул:
— Это мои кони копытами в конюшне бьют: овса хотят! Пойдёт хозяйка в овражек (в какую-нибудь другую сторону).
Весь овражек осмотрит. И туда посмотрит, и туда, и туда. А сама всё припевает:
— Я и здесь хожу,
Я и там хожу,
А гусей-лебедей
Я нигде не нахожу!
Рассердится хозяйка:
— Опять меня волк обманул! Видно, мои гуси-лебеди у него.
Идёт к волчьему дому, зовёт волка:
— Волк, волк, поди сюда!
Волк выходит:
— Чего тебе надо?
— Я по всем дорожкам ходила и по овражку бродила —нигде нет моих гусей-лебедей! Наверно, ты их утащил!
Волк отвечает:
— Я их не утаскивал!
— Нет, утащил!
— Нет, не утащил!
— Нет, утащил!
— Нет, не утащил!
Тут вдруг гуси как закричат:
— Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га!
— А это кто?! — спрашивает хозяйка.— Это мои гуси-лебеди! Отдай мне их!
Волк говорит:
— Не отдам!
— Отпусти!
— Не отпущу!
Хозяйка догадливая: придумала, как обмануть волка. Поднимает с земли щепочку (или камешек, всё равно) и спрашивает:
— Волк, волк! Хочешь съесть овечку?
— Хочу! Где овечка?
Хозяйка тогда бросает щепочку подальше и говорит:
— Вон она бежит! Догоняй!
Волк —бегом за овечкой! А хозяйке только этого и надо: подбегает она к волчьему дому и кричит:
— Гуси-лебеди, домой!
Обрадовались гуси: хлопают крыльями, кричат все:
— Га-га-га! Га-га-га! — и выбегают к хозяйке.
Хозяйка им:
— Гуси-лебеди, за мной! — и бегом к своему дому.
Гуси за ней бегут, кричат, крыльями машут.
А волк увидел, какую «овечку» ему хозяйка дала, бросил её и скорее к своему дому!
Видит — убегают от него и хозяйка и гуси-лебеди. Он —за ними, они —от него. Он —за ними, они —от него! Хочет волк схватить гусей-лебедей, а они увёртываются, не даются ему в лапы. А сами кричат громко:
— Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га!
И всё ближе и ближе к своему дому.
А хозяйка им:
— Гуси-лебеди, за мной! Гуси-лебеди, за мной!
Если волку не удаётся схватить никого из гусей, все собираются в хозяйкином доме и дразнят его:
— Волк-волчище,
Серый хвостище!
Он три года ходил,
Всё гусятинки просил!
И придётся волку ещё раз водить. А если волк схватит кого-нибудь из гусей-лебедей, тот и становится волком, и игра начинается сначала.
Если гусей очень много, то игру ведут так. Волк ловит одного гуся, второго, третьего, а когда поймает четвёртого, становится—без считалки — хозяйкой; первый попавшийся волку гусь становится волком. А бывшая хозяйка? Она идёт к гусям. К ним перебегают и те гуси, которых поймал первый волк.
Похожая игра есть у белорусских и украинских ребят.
Русская народная подвижная коллективная игра для детей «Краски»
Игру «краски» знают и русские и украинские ребята.
Для этой игры надо выбрать хозяина красок и угадчика — Сеньку Попова. Все остальные будут красками.
Сенька Попов уходит подальше, чтобы не мог подслушать, а хозяин и краски начинают тихонько сговариваться, кто какой краской будет.
Название краскам может давать хозяин, или они сами выбирают.
Один говорит:
— Я буду белой краской!
Другой говорит:
- Я чёрной!
Третий говорит:
— Я красной!
Четвёртый говорит:
— Я зелёной!
Словом, каждый из играющих выбирает себе какой-нибудь цвет. Если участников игры будет больше, чем цветов красок, можно назваться золотой, серебряной, серой, тёмно-голубой, светло-голубой — так, чтобы для каждого участника игры было название.
Но нельзя, чтобы были две одинаковые краски. Хозяин должен хорошо запомнить, кто из играющих какая краска.
Когда названия даны, краски и хозяин присаживаются на корточки и делают вид, что засыпают.
Тут с шутками и прибаутками к краскам приходит Сенька Попов. Подходит, топает несколько раз ногой или стучит правым кулаком в свою левую ладонь, будто в дверь, и говорит:
— Тук-тук!
Хозяин просыпается, встаёт и спрашивает:
— Кто тут?
— Сенька Попов!
— За чем пришёл?
— За краской!
— За какой?
Сенька Попов называет какой-нибудь цвет, например:
— За синей!
Если такого цвета среди красок нет, хозяин говорит:
— Такой у нас нет!
А все краски хлопают в ладоши и приговаривают:
— Пойди по синенькой дорожке,
Найдёшь синие сапожки,
Поноси, поноси
И нам принеси!
После этого Сенька Попов уходит в сторону, потом опять возвращается и ведёт с хозяином прежний разговор:
— Тук-тук!
— Кто тут?
— Сенька Попов!
— За чем пришёл?
— За краской!
— За какой?
— За белой!
Если белая краска есть, она встаёт, и Сенька Попов уводит её в свой дом, а потом снова возвращается к хозяину за другой краской.
Так Сенька Попов уводит от хозяина все краски, и игра тем кончается.
Можно сделать ещё и так.
Если Сенька назовёт краску, какая есть среди игроков (например, золотую), хозяин ему говорит:
— Есть золотая! Бери её!
Сенька Попов должен теперь угадать, какая же из красок золотая. Подойдёт к одной, дотронется до неё, а она:
— Я не золотая!
Подойдёт к другой, тронет её, а она:
— Я не золотая!
Подойдёт к третьей, тронет её, а она:
— Я не золотая!
Так ходит Сенька от краски к краске, пока не набредёт на золотую. Тогда он берёт золотую краску за руку и уводит её в свой дом.
Заканчивают игру в «краски» ещё и так. Сенька Попов называет какую-нибудь краску. Ему отвечают:
— Нет у нас такой!
Он называет другую. Ему опять отвечают:
— Нет у нас такой!
И так продолжается до тех пор, пока Сенька не назовёт краску, которая есть среди играющих. Первая краска, правильно названная Сенькой, «отгаданная» им, идёт водить, становится Сенькой Поповым, а прежний Сенька уходит к краскам, и игра начинается сначала.
Детская подвижная коллективная игра на свежем воздухе «Пастух и стадо»
Прежде всего выбирают пастуха и намечают место, где будет овчарня. Потом завязывают пастуху глаза платком.
Все играющие — овцы — бегут к овчарне и становятся там.
Пастух подходит к овчарне и говорит:
— Овечки, овечки, вот и я пришёл!
Выбежала из овчарни овца, ударила слегка ладонью пастуха по плечу и спрашивает:
— Пастух, пастух, сколько мне даёшь шагов?
Пастух ей в ответ:
— Пять!
Овечка идёт в какую ей вздумается сторону и громко отсчитывает:
— Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Где скажет «пять», там и остановится.
Затем к пастуху подбежит вторая овца, ударит его по плечу и спросит:
— Пастух, пастух, сколько мне даёшь шагов?
Пастух скажет:
— Семь!
Овечка шагает в какую-нибудь сторону и при каждом шаге произносит:
— Один! Два! Три! Четыре! Пять! Шесть! Семь!
Где скажет «семь», там и остановится.
Так подбегают по очереди к пастуху все овцы и спрашивают, сколько шагов он им даёт.
Скоро в овчарне не остаётся ни одной овцы.
Пастух зовёт:
— Овечки! Овечки!
Никто ему не отвечает — опустела овчарня! Тогда пастух громко спрашивает:
— Где моё стадо?
Тут все овцы отзываются:
— Бя! Бя! Бя! Бя! Бя!..
— А, вот вы где! — говорит пастух и идёт на голоса своих овец.
Когда он идёт, овцы молчат —так ему труднее найти их. А пастух расставит руки и всё ищет своих овечек. А как нащупает какую-нибудь, спрашивает:
— Овечка, овечка, кто ты?
А овца своё имя не называет, только бякает:
— Бя! Бя! Бя!
По этому «бя-бя-бя» пастух должен угадать, кто это (Ваня, Наташа, Алёша).
Да разве сразу угадаешь!
Если пастух не угадал, все овцы начинают бякать, а кто- нибудь из овец уводит его в овчарню и оставляет там, а сам бежит на своё прежнее место.
Пастух снова громко спрашивает:
— Где моё стадо?
Овцы со своих мест начинают бякать:
— Бя! Бя! Бя! Бя! Бя! Бя!
Пастух выходит из овчарни и идёт на их голоса. А овцы, как только он выходит, все до одной замолкают.
Бродит, бродит пастух, ищет, ищет своих овец и опять натолкнётся на какую-нибудь. Натолкнётся и спросит:
— Овечка, овечка, кто ты?
А овечка в ответ:
— Бя! Бя! Бя!
Вслушается пастух в её бяканье и скажет:
— Овечка, овечка! Ты Ваня Спичкин!
Если он угадал, снимет повязку с глаз и повяжет её Ване Спичкину.
— Теперь ты, Спичкин, будешь пастухом!
Отведёт он Ваню Спичкина в овчарню, а сам займёт его место.
Новый пастух спросит из овчарни:
- Где моё стадо? И игра продолжается.
Русская народная подвижная коллективная игра для детей «Корабль плывет»
Игра эта будто и несложная, но в ней все должны быть очень внимательны. Зазеваешься — и сам собьёшься, и других можешь сбить. Начинается игра так. Выбирают по считалке или по жребию вожака.
Затем все становятся Кругом. Вожак выходит на середину круга. Он громко говорит:
— Корабль плывёт!
Все спрашивают его:
- С чем корабль?
Вожак отвечает:
— С одной повертушкой! — и вертит правой рукой —показывает, что такое повертушка.
Участники игры должны повторить движение своего вожака и непременно правой рукой. Вдруг вожак говорит:
— Корабль плывёт!
Все спрашивают его:
— С чем? — но не перестают делать повертушку.
Вожак отвечает:
— С другой повертушкой,—и показывает в этот раз уже левой рукой другую повертушку.
Все должны делать так же. Кто ошибётся, тот отдаёт вожаку фант.
Затем вожак неожиданно говорит:
— Корабль плывёт!
Все спрашивают его (а сами всё показывают левой рукой другую повертушку):
— С чем?
— С двумя повертушками! — отвечает вожак и вертит в этот раз обеими руками.
Все делают, как он: показывают две повертушки. Вожак подождёт-подождёт и снова:
— Корабль плывёт!
— С чем?
— С двумя повертушками и с одной потопушкой! — отвечает вожак и вертит руками — показывает повертушки, а ногой притопывает — показывает потопушку.
И все делают, как он.
Вожак подождёт и опять:
— Корабль плывёт!
—С чем?
—С одной повертушкой и с двумя потопушками!
И все повторяют движения своего вожака. А он подождёт- подождёт и скажет:
—Корабль плывёт!
—С чем?
— С двумя повертушками, с двумя потопушками и с одной похлопушкой! — И покажет и повертушки, и потопушки, и похлопушки — громко хлопнет ладонями. А за ним и все разом показывают повертушки, потопушки, похлопушки. Вожак может показать, что корабль плывёт и с тремя похло- пушками и с одной повертушкой, и с тремя потопушками и с одной похлопушкой, и с двумя повертушками и двумя потопушками... Словом, что вздумает. Может он от одной повертушки дойти до двух повертушек, двух потопушек и двух похлопушек, а затем продолжать игру в обратном порядке — вернуться к одной повертушке. Играют до тех пор, пока не надоест. А после игры начинается выкуп фантов.
Детская коллективная игра дома «Звери, птицы, рыбы»
Эта игра грузинских ребят хороша для ненастных или зимних дней, когда нельзя играть на улице, во дворе, в саду, на лужайке.
В такой день соберите в комнате ребят, лучше не очень много, человек семь-восемь, прочтите вслух, что здесь написано, чтобы запомнить правила, и после этого начинайте игру.
Все садятся на лавки или на стулья, поставленные в ряд или вокруг стола, а то и просто становятся кругом.
Один из играющих начинает игру. Он берёт в руки какую- нибудь вещицу (например, платок, щепочку, шарик, пуговицу, орех — всё годится), передаёт эту вещицу своему соседу справа и говорит:
— Вот птица. Что за птица?
Сосед принимает вещицу и быстро отвечает:
— Орёл!
С этими словами он передаёт вещицу своему соседу и сам говорит:
— Вот птица. Что за птица?
— Воробей! — немедля отвечает тот.
Проворно передаёт он вещицу следующему со словами:
— Вот птица! Что за птица?
Принявший «птицу» отвечает:
— Цапля!
Вещица («птица») может обойти круг и раз, и два, и три, и четыре: пока участники игры могут называть птиц.
Запомните: отвечать надо не мешкая. Старайтесь освободиться от «птицы» как можно скорее!
Ну а если «птица» задержалась у кого-нибудь в руках?
Это значит, что он плохо знает птиц. Все другие -участники игры начинают выкрикивать названия птиц, например:
— Соловьи, синички!
Воробьи, чечётки!
Дрозды, сороки!
Галки, вороны!
Журавли да цапли!
Соколы, дятлы!
Ястребы, утки!
Лебеди, гуси!
И ещё одно запомните: название одной и той же птицы во время игры нельзя повторять. Каждый раз должна появляться новая птица.
А если кто повторит название какой-нибудь птицы два раза? У того берут фант, а после игры заставляют выкупать его.
Можно называть не только птиц. В другой раз пусть будут рыбы, звери или насекомые.
Детская коллективная игра для игр дома, в детском садике «ЧЁРНОГО И БЕЛОГО НЕ БРАТЬ, «ДА» И «НЕТ» НЕ ГОВОРИТЬ»
Игра начинается так. Все участники усаживаются вокруг стола или на стульях, лавках, расставленных возле стены, или садятся в ряд в саду, во дворе, на площадке.
Кого-нибудь— по жребию или по считалке— выбирают вожаком. Вожак должен задавать вопросы, а все остальные — отвечать ему. Отвечать нужно быстро, не затягивая ответа, а то и играть будет неинтересно. И поправляться нельзя: что сказал, то и сказал!
На вопросы и замечания можно отвечать что угодно, только
—Чёрного и белого не брать,
«Да» и «нет» не говорить!
Кто оговорился, даёт вожаку фант — какую-нибудь из своих вещей: платок, значок, ленточку, монетку, орех и т. п. Эти фанты потом надо будет выкупать.
Итак, игра началась!
Вожак обходит всех играющих, останавливается перед одним из них и говорит:
— Бабушка прислала
Сто рублей:
Что хотите, Т
о купите,
Чёрное и белое
Не берите,
«Да» и «нет» не говорите!
После этого он начинает вести разговор с играющим, делает ему разные предложения, задаёт вопросы, а сам всё старается, чтобы тот произнёс хоть бы одно из запрещённых слов: «чёрный», «белый», «да», «нет».
Идёт примерно такой разговор:
— Какая на тебе рубашка?
— Синяя.
— Какая же синяя? Она белая!
Отвечающий хочет сказать: «нет, она зелёная», но говорит без «нет»:
— Она зелёная!
— Какая зелёная? Да она чёрная!
— Голубая.
— Вот так голубая! Да сам посмотри, можно ли её назвать голубой. Она же белая!
И тут игрок вдруг оговаривается.
— Нет, не белая! — возражает он.
За это ему будет двойное наказание:
— Ага, и «нет» сказал, и «белая» сказал! Давай два фанта! Нечего делать, надо давать...
Потом вожак подходит ко второму игроку и говорит:
— Бабушка прислала
Сто рублей:
Что хотите, Т
о купите,
Чёрное и белое
Не берите,
«Да» и «нет» не говорите!
И снова начинается разговор:
— Что продают в булочной?
— Хлеб.
— Какой?
Чуть-чуть не ответил игрок: «чёрный и белый», да вовремя удержался и сказал:
— Мягкий.
— А чёрствый?
— И чёрствый!
— А какой хлеб ты больше любишь: чёрный или белый?
Снова чуть не попался игрок, да быстро нашёлся:
— Всякий!
— Из какой муки пекут булки?
— Из пшеничной.
— Любишь ты калачи?
— Люблю.
— А бывает синий хлеб?
— Не бывает.
— Дать тебе сухарь?
— Дай!
— Какой: чёрный или белый?
— И тот и другой!
В этот раз ответчик попался бойкий: никак его не собьёшь!
Отходит от него вожак к следующему, произносит приговорку и начинает задавать вопросы, а сам всё старается сбить, заставить сказать в ответ «да» и «нет» или «чёрный» и «белый».
Так он обойдёт всех.
Одни не собьются ни разу, другие собьются в тот же миг. Кто собьётся, тот даёт фант. А после игры начинается выкуп фантов.
Это уж новая и тоже очень весёлая игра.
Источник: "Тридцать три пирога: Игры, считалки, скороговорки/Собрал и обработал М.Булатов; Рис.Ю.Соостера.-М.:Дет.лит., 1988

Игра "Казаки - разбойники"
_________________________
Мамы и папы, научите своих детей играть в «Казаков», чтобы эта чудесная забава не канула в Лету! Да и самим взрослым наверняка захочется освежить в памяти немудреные правила. Интереснее всего играть, когда участников много. Конечно, можно приглашать в игру не только парней, но и девчонок, главное – разделиться на две команды. Как можно понять из названия, одна – казаки, вторая – разбойники. Можно веселиться и на большой площадке, и на небольшом свободном участке. Чтобы было проще различать разбойников и казаков, можно придумать знаки отличия – завязанные узлом шарфы, бейсболки на один бок или что-то другое. Итак, нужно рассчитаться на «раз, два, три», разбойники убегают и прячутся, а казаки ищут место для «темницы». Она станет ловушкой для пойманных участников другой команды. Темницу обязательно охраняют. Теперь настал черед поимки разбойников! Казаки должны увидеть и поймать недругов, по правилам, разбойники не могут вырываться. Если только казак упустил «добычу», разбойник может убежать. Либо из плена его высвободит товарищ, оттеснив казака. Можно еще и взламывать темницу, устраивая побег всем невольникам. Как только все разбойники будут пойманы, игра окончена и можно меняться ролями. Обязательно включайте в ход фантазию, чтобы дополнить классических «Казаков-разбойников»!
-
Стихи для дифференциации звуков
Предлагаю вашему вниманию стихи для дифференциации звуков. Это полезные упражнения для старших дошкольников и даже младших школьников....
1 -
Новогодние раскраски и открытки для детей
Вот-вот уже приближается самый любимый праздник в нашей стране – Новый год! Этот праздник можно назвать по истине народным!...
2 -
Игры - упражнения на развитие памяти детей 2-5 лет
Наши карапузы, порой, не знают чем заняться, куда направить свою энергию и все время просят маму поиграть с ними. А почему бы не совместить...
13 -
Раскраски по буквам и номерам для развития внимания детей 3 - 6 лет. Скачать и распечатать бесплатно
Ни для кого не секрет, что дети лучше усваивают информацию через игру! Именно в этих целях разрабатываются различные варианты раскрасок, в том...
1 -
Познавательные аудио уроки Т.Травнiка для детей
В 2015 году Терентий Травник записал в студии познавательные "Уроки Т.Травнiка" для детей Вы можете слушать рассказы о...
32 -
Упражнения для развития памяти, внимания и логического мышления детей
Ваш малыш перешел в возраст младшего дошкольника и Вы ищите упражнения для развития памяти, мышления и внимания ребенка? Именно для...
14 -
Грамматические игры с детьми 4 - 6 лет. Логопедическая грамматика
Предлагаемое вашему вниманию практическое пособие по грамматике дает возможность познакомить ребёнка дошкольного возраста со всеми...
22 -
Игра для изучения счета от 1 до 10 для детей дошкольного возраста
Вашему ребенку уже три года и более и вы хотите научить его считать? Тогда наша игра, как раз для вас! Мы будем выращивать лимоны и...
44 -
Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях.
Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. В данном альбоме представлена...
33 -
Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях. Логопедические упражнения для дошкольников
В данном альбоме представлена система упражнений по автоматизации звука Рь. Материал, предложенный автором, превращает однообразную и...
15 -
Логопедические упражнения для мальчиков.
Наблюдая за детьми, несложно заметить, что в большинстве случаев мальчики играют с машинками, самолетами, поездами, а девочки — с куклами,...
26 -
Упражнения для развитие речи ребенка "Противоположности"
Для развития речи ребенка важно ввести в его словарный запас такие понятия, как «Большой – маленький», «Высокий...
76 -
Развивающие игры по методике Монтессори
Недавно на сайте «Мамина страница» была опубликована статья про методику раннего развития по Марии Монтессори, где приведены...
45 -
Учим малышей говорить вежливые слова
Учимся говорить «Привет», «Спасибо», «Извини» и другие необходимые вежливые слова с помощью веселых стишков...
337 -
Пальчиковые игры, песенки, игры по методике Железновых
Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего...
212 -
Считалки для коллективных игр детей дошкольного и младшего школьного возраста
Дети с 4, 5 лет начинают играть в коллективные подвижные игры, а чтобы все было по-честному, надо рассчитаться и выбрать воду, то есть...
39 -
Творческие занятия для детей младшего школьного возраста
Уважаемый первоклассник! Дорогой друг! Мы - Волшебница Фантазия и Мастер Клей - приглашаем тебя в Школу Настоящих Волшебников! А кто такой...
26 -
Прописи по рисованию для детей 1 класса
Ты любишь рисовать? Это замечательно! Главное - это желание и немного терпения. Возьми в руки карандаш, приготовь фломастеры, ручки, мелки. А...
28 -
Раскраски для детей к 23 февраля
Нам в садике дали несколько раскрасок к 23 февраля, ребенок раскрасил и подарок папе ко Дню защитника Отечества готов! Я подумала, а не собрать...
48 -
Математика для дошкольников. Скачайте и распечатайте упражнения или занимайтесь с детьми онлайн
Для мам дошкольников особенно актуальна тема подготовки детей к школе. Мы покупаем книжки, ищем материал в Интернете, водим детей в детские...
1519 -
Чтобы дети не скучали на Новый год, для вас игры, новогодние конкурсы и загадки
Новый год – семейный праздник и многие планируют встречать его в кругу семьи дома! И, чтобы ваши маленькие гости не скучали, как на...
16 -
Цикл аудио лекций по философии от Терентия Травника
Философия - может быть увлекательной и интересной, в этом вы сможете убедиться прослушав цикл лекций от Терентия Травника. Терентий в...
3 -
Раскраски для детей на Новогоднюю, зимнюю тему и тему Рождества
Дорогие мамочки, в преддверье Нового года, все наши мысли о празднике, украшениях и о зимушке-зиме! И раскраски у нас на эту же тему. Благодаря...
810 -
Головоломки для детей. Найди отличия
В возрасте 3, 5 лет и старше головоломки отлично помогают в развитии ребенка! Головоломки у детей развивают внимание, мышление и память....
15 -
Предматематическое развитие дошкольников 4-5 лет Картотека заданий и упражнений со счетными палочками позволит детям закрепить знания о...
47 -
Загадки для маленьких детей с ответами
Когда ребенку исполняется 4 года, с ним можно не только вести беседу, слушать его рассуждения, то можно и тренировать его мышление....
74 -
Математика и логика – упражнения для детей от 3 до 4 лет.
Упражнения посвященны формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет. Все дети развиваются по-разному,...
57 -
Дети интуитивно чувствуют, что дельфины – это самые добрые млекопитающие в мире. Их лучезарная внешность вселяет заряд оптимизма, вызывает...
26 -
Предлагаю вам идею по декору жестяных баночек, которых так много у нас, а именно, после консервированного горошка, оливок, шампиньонов,...
67 -
Лепим из пластилина веселого клоуна
Трудно встретить детей, которые не увлекаются лепкой из пластилина. Из этой красочной податливой массы можно создать любые разноцветные поделки,...
37 -
Игра - пособие для детей "Правила дорожного движения" своими руками
Уважаемые пользователи и гости сайта "Мамина страница", предлагаю вашему вниманию свежесделанную своими руками игру для своего сына....
79 -
Развивающий сказочный садик-огород
Детская фантазия - это драгоценный дар. Предлагаю Вам удивительную идею, как способствовать развитию детского воображения и фантазии в самое...
26 -
Поделки детскими руками из бумаги. Идеи для ваших занятий с детьми 3 -4 лет.
Пой 3 С малышами мы лепим, рисуем, вырезаем, красим, режем, приклеиваем… стараемся всячески разнообразить занятия с детьми. По себе знаю,...
457 -
Интересная подставка для пасхальных яиц
В преддверье Пасхи, предлагаю вашему вниманию интересную подставку для пасхальных яиц "Курочка", которую Вы можете сделать...
55 -
Изготовление рыбки из пластиковой бутылки
Полет фантазии у творческой личности раскрывает для нас новые горизонты, так мы узнали о том, что из обычной пластиковой бутылки можно сделать...
45 -
3 D Пасхальные яйца из бумаги. Делаем вместе с детьми
В продолжении пасхальной темы Татьяны Имполитовой «Встречаем пасху», предлагаю вашему вниманию идею, как сделать с...
37 -
Самодельные штампы для детского творчества и развивающих игр
Предлагаю вашему вниманию примеры самодельных штампов, которые можно сделать быстро и легко из предметов, которые вас окружают. Более того, даже...
27 -
"Каляки - маляки" Раскраски для маленьких детей 2-3 лет
Маленькому ребенку, прежде, чем научится рисовать или писать, надо научится рисовать каляки-маляки. Предлагаю для ваших занятий увлекательные...
4 -
Раскраски по точкам. Распечатывайте для ваших занятий с ребенком
Раскраски по точкам для детей дошкольного возраста Раскраски по точкам для мальчиков...
49 -
Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию загадки для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вот и стали дни...
17 -
Развивающие упражнения для детей 3 - 4 лет "Познаю свойства предметов"
Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию очередную подбору развивающих упражнений для занятий с детьми 3 - 4 лет. ...
6 -
Развивающие упражнения для детей 2 - 4 лет. Математика для малышей и общее развитие
Общее развитие ребенка Расширяем понятийный аппарат ребенка Изучаем фрукты Назови каждый предмет. Как можно...
8 -
Раскраски и Прописи для малышей
На этой странице вы найдете: 1. Первые раскраски для самых маленьких 2. Раскраски для детей 3-4 лет 3. Задание: дорисуй...
45 -
Развивающие упражнения для младших школьников
Серия развивающих упражнений для младших школьников, цель которых - помочь ребенку поверить в собственные силы, развить его творческие...
15 -
Когда малыш начинает говорить, быстрый темп развития речи может спровоцировать заикание. С профилактической целью и с целью помочь речевому...
3 -
Развитие мелкой моторики способствует развитию речи ребенка, это ни для кого не секрет. В помощь мамам размещаю пальчиковые игры. Желаю вам...
15 -
Для развития координации движений вашего малыша, размещаю упражнения, которые сочетают в себе стихотворный текст и...
39
Сегодня для сына организовала увлекательную летнюю игру – поиск клада. В тайне от ребенка сделала сундук с кладом (вместо золота конфетки, разумеется))) и нарисовала карту. Надо сказать, что сыну ну очень понравилось отсчитывать шаги, изучать карту, искать, потом самому лопатой выкапывать «сундук с драгоценностями». Так что всем рекомендую летом подарить такую увлекательную игру ребенку.