Русские народные подвижные игры для детей  
7
14425

Как только наступает весна, сходит снег, детишки активно играют в коллективные подвижные игры на свежем воздухе! Если же погода плохая, то есть русские народные игры, которые подойдут для игр дома, в детском саду или другом помещении. Как правило подвижные игры имеют одного или двух главных действующих персонажей, для того, чтобы выбрать воду, вожака, волка или ведущего надо рассчитаться, для этого обратитесь к ранее опубликованной странице Считалки для коллективных игр детей дошкольного и младшего школьного возраста

Пусть дети играют, через игру они учатся дружить, соблюдать правила и становятся здоровее, особенно, если игры проходят на свежем воздухе, на улице!

Итак, сценарии народных подвижных коллективных игр для ваших детей!

Детская подвижная коллективная игра «КОШКА И МЫШКА»

«Кошка и мышка» — игра весёлая и задорная. Она хорошо известна почти всем ребятам нашей страны.

С чего начинается игра? По считалке выбирают кошку и мышку, затем игроки становятся в круг и берут друг друга за руки. В середине круга —мышка, а кошка расхаживает возле круга и глядит на мышку. И так зайдёт и этак, и шагом пойдёт и побежит: это она высматривает, где бы ей легче было прорваться в круг. Иногда при этом поют песенку. Вот такую:

Кошка на мышку бросается, Ла-ла-ла, ла-ла-ла! Мышка от кошки спасается, Ла-ла-ла, ла-ла-ла!

Участники игры — друзья мышки. Они оберегают мышку, не подпускают к ней кошку. Чтобы хитрая кошка не прорвалась в круг, надо крепче держаться за руки. Если кошка захочет про­скочить низом, надо быстро присесть и не пропускать её. Если кошка вздумает перескочить через круг, надо быстро встать.

Зорко следите за кошкой!

А кошка пусть помнит вот что: она может и прорываться в круг, и подлезать, и перепрыгивать, но не смеет превращать игру в возню и потасовку.

Кошка проворная, ловкая, лукавая: так или этак, а непре­менно проскочит в круг! Что тогда делать? Надо сейчас же тем, возле кого находится мышка, поднять или разомкнуть руки: тогда мышка может выбежать из круга. Понятное дело, кошка тоже бросится к этому выходу. Здесь нельзя дремать: только выбежит мышка, быстро закройте этот выход и как можно крепче держитесь за руки, чтобы кошке нелегко было выбрать­ся из круга. Кошка будет бегать по кругу, а мышка будет бегать снаружи да поддразнивать кошку:

— А ну-ка, выскочи! А ну-ка, поймай меня! Как ни удерживай кошку, она всё-таки выскочит из круга. Тут как можно скорее откройте вход для мышки. Как только она будет в кругу, опять закройте вход, чтобы следом за ней не вбежала кошка...

И опять кошка станет бегать вокруг.

Следите за ней в оба! Очутится она в кругу — немедля вы­пускайте мышку.         

Мышка должна быть прыткой, шустрой, догадливой, юркой. Пусть она делает вид, что не знает, как ей спастись от кошки, пусть, как может, показывает, что испугалась кошки: это только больше раззадорит кошку! А на самом деле мышка должна вся­кий раз увёртываться от кошки, у неё должны быть наготове разные уловки.

Бывает, что иной раз мышка оказывается несообразитель­ной, неповоротливой, ротозейкой. Вместо того чтобы проворно отскочить от кошки, увернуться, она с разбега наскочит на кош­ку—и окажется у неё в лапах!..

Если кошка схватит мышку, она становится мышкой, а мышка — кошкой, и игра продолжается. Но можно выбрать и новую кошку и мышку. Это уж как захотят участники игры.

 

Детская подвижная коллективная игра  «Каравай»

Это игра маленьких ребят. Если малыши не знают, чем заняться, научите их играть в «каравай». Сначала надо объяснить малышам, что каравай —это большой круглый хлеб. Затем надо  поставить их в круг и сказать, чтобы они взялись за руки. На середину круга пусть выйдет один из малышей, например Алёша. После этого все идут справа налево и поют песенку:

—  Как Алёше на рожденье Испекли мы каравай!

Когда запоют:

—  Вот такой вышины! —

все должны поднять руки: показать, какой высокий каравай. Когда запоют:

должны присесть на корточки. После этих слов надо быстро встать, раздвинуть круг шире, > рук не разнимать и петь:

- Вот такой ширины!

И сейчас же надо быстро сузить круг, со всех сторон обступить Алёшу и петь:

- Вот такой ужины!

Как споют, пусть снова раздвинут круг и запоют:

                                       — Каравай, Каравай,

                                       Кого любишь, выбирай!

Алёша станет думать: кого ему выбрать? Пока он раздумы­вает, хоровод ходит, не останавливаясь, и повторяет свою пе­сенку:

      — Каравай, Каравай,

      Кого любишь, выбирай!

Кого Алёша выберет, тот пусть выходит на середину круга, и можно начать игру снова.

 

Детская подвижная коллективная игра  «Горелки»

 

А вот ещё одна весёлая игра русских и украинских ребят — горелки. Играют в горелки весной и летом во дворе, на лужай­ке, на площадке. Играющих может быть много —всех прини­майте в игру!

Сначала надо сосчитаться и выбрать вожака, того, кто будет «гореть» — догонять убегающих.

Вожак отходит от других участников игры. Он идёт вперёд, но не очень далеко — шага за три, за четыре. Здесь он становит­ся спиной к ребятам и приговаривает нараспев:

— Горю, горю на камушке! Горю, горю на камушке!

Оглядываться и смотреть по сторонам ему запрещено.

Пока он приговаривает так, все другие берутся за руки и становятся за ним парами — одна пара за другой. Как станут, запевают хором такую песенку:

— Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле —

Гляди на поле:

Ходят грачи

Да едят калачи.

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Как только пропоют эти слова, вожак должен глянуть на небо.

Тут последняя пара в веренице разнимает руки — один по­бежит вперёд вдоль вереницы справа, другой — слева. Вот они поравнялись с вожаком — а он всё стоит и не оглядывается,— и вдруг все громко кричат ему:

—  Раз, два,

Не воронь,

Беги,

Как огонь!

Вожак оглядывается и со всех ног кидается к бегущим. Он норовит поймать одного из них. Но не так-то легко это сделать: бегущие ловко увёртываются от вожака. Иной раз они ещё под­дразнивают вожака такой припевкой:

— Мишка-медведь,

Научи меня лететь!

Мишка-медведь,

Не умеешь ты лететь!

А сами стараются сбежаться и схватиться за руки. Вожак ме­шает им, не подпускает их друг к другу. Если они схватятся за руки, то вожак им больше не страшен: они спокойно идут к ве­ренице и становятся впереди первой пары. А вожаку снова гореть. Он повертывается спиной к веренице и приговаривает

-Горю, горю

На камушке!-

И все повторяется сначала.

Бывает и так, что вожак не сумеет поймать бегущих и во второй раз, тогда ему снова гореть. Не сумеет поймать в третий раз – опять гореть! Такого неудачливого вожака дразнят:

Огарушек, огарушек,

Стань на черный камушек!

Плохо стоишь –

Совсем сгоришь!

Но если вожаку удастся поймать одного из бегущих, все сразу меняется: теперь должен гореть тот, кто остался без пары. А бывший вожак и тот, кого он поймал, идут к веренице и становятся впереди всех. Игра продолжается до тех пор, пока не побегают все пары. Без этого нельзя закончить игру!

 

Русские народные подвижные игры для детей « Игра гуси-лебеди и волк»

Играть в «гуси-лебеди» лучше всего летом на свежем воздухе. Для игры нужно только просторное место, где бы можно было свободно бегать.

Зовите играть всех: чем больше соберётся ребят, тем веселее будет игра.

Сначала — по согласию, или по жребию, или по считалке — надо выбрать хозяйку и волка. Все остальные будут гуси- лебеди.

Хозяйка с гусями-лебедями уходит в одну сторону — там их дом. Волк уходит в другую сторону, «за гору»,— там его дом.

Между домом хозяйки и домом волка будет чистое поле.

Волк сидит в своём доме за горой и посматривает по сто­ронам.

А хозяйка говорит гусям-лебедям:

— Гуси-лебеди! Пора

В чисто поле со двора!

Как скажет это хозяйка, гуси-лебеди захлопают крыльями, закричат: «Га-га-га!» — и побегут в чистое поле.

В поле они ходят не спеша, щиплют траву да покрикивают:

Га-га-га! Га-га-га!

Услышит их волк, выйдет из своего дома и станет подкрады­ваться к гусям-лебедям.

В это время хозяйка хватится:

Где-то мои гуси-лебеди?

Выйдет она из дома и станет кликать:

Гуси-лебеди, домой!

Гуси-лебеди закричат:

Га-га-га! — и побегут к хозяйке.

Глядь — подходит волк.

Испугаются гуси-лебеди, прижмутся друг к другу. Сами с опаской на волка поглядывают. А он всё ближе подходит...

Хозяйка из своего дома не видит волка и опять кличет:

—  Гуси-лебеди, домой!

Отвечают ей гуси-лебеди:

—  Нам нельзя идти домой!

—  Почему? — спрашивает хозяйка.

Гуси-лебеди ей отвечают:

—  Серый волк под горой!

—  Что он делает?

Гуси говорят:

— Под горою волк похаживает,

На нас волк поглядывает!

 То туда идёт,

То сюда идёт,

Нам пройти не даёт...

А волк и вправду быстро ходит взад-вперёд — не пропускает гусей-лебедей. Гуси-лебеди вытягивают шеи, шипят, машут крыльями — это они пугают волка. Да волк не очень-то их боит­ся! Отступит немножко, попятится, а сам теснит гусей-лебедей к своему дому, к своей горе.

Хозяйка опять зовёт:

— Гуси-лебеди, домой!

Хлопают крыльями гуси-лебеди, кричат, хотят бежать к своей хозяйке. А волк не даёт им пройти, загораживает путь, бегает перед ними, рычит страшно да всё подгоняет их к свое­му дому.

И так он напугал гусей-лебедей, что они даже не смогли вырваться!..

Гнал-гнал волк гусей-лебедей и загнал всех в свой дом. За­гнал и говорит:

— Сидите,

Не кричите,

Крыльями не машите!

А хозяйка послушала-послушала — не откликаются гуси- лебеди. Пошла искать их.

Идёт она по чистому полю, смотрит под ноги и приговари­вает:

— Тут волчий след,

Тут гусиный след.

Тут волчий след,

Тут гусиный след...

 

Так по следам и пришла к волчьему дому. Пришла и зовёт волка:

— Волк, волк! Поди сюда!

Волк вышел и спрашивает:

—  Чего тебе надо?

 Хозяйка говорит:

—  Не ты ли утащил моих гусей-лебедей?

Волк отвечает:

— Да я твоих гусей-лебедей и не видывал! Какие они у тебя были?

Хозяйка говорит:

- И белые были,

 И серые были,

       И пёстрые!

 

Волк подумал-подумал и придумал хитрость:

— Вон по той дорожке пойдёшь — Всех гусей-лебедей найдёшь:

И белых,

И серых,

И пёстрых!

 

Поверила хозяйка волку, пошла по той дорожке, какую он указал. А гуси-лебеди в это время захлопали крыльями (в ладо­ши захлопали). Хозяйка прислушалась и спрашивает:

—  Волк, волк, что это за шум в твоём доме? Волк отвечает:

— Это у меня ложки да плошки с полки на пол падают! Сту­пай своих гусей-лебедей ищи!

Отошла хозяйка от волчьего дома. Идёт не спеша, посматри­вает по сторонам, а сама припевает:

— Я и здесь хожу, Я и там хожу,

А гусей-лебедей Я нигде не нахожу!

Остановилась и говорит:

—  Пойду опять к волку!

Приходит и зовёт:

—  Волк, волк! Поди сюда.

Волк выходит из своего дома.

—  Чего тебе надо?

Хозяйка говорит:

— Я по той дорожке шла, до конца дошла, а гусей-лебедей так и не нашла. Где мои гуси-лебеди?

Волк ей в ответ:

—  Иди теперь вон по той кривой дорожке,

Если пойдёшь, Всех гусей-лебедей найдёшь:

И белых,

И серых,

И пёстрых!

Хозяйка поверила, пошла по кривой дорожке (в какую-ни­будь сторону, всё равно).

Тут гуси-лебеди стали громко шипеть. Прислушалась хозяй­ка, вернулась и спрашивает:

—  Волк, волк, а кто это в твоём доме так шипит?

А волк бесстыжий, ему хоть бы что.

— Это,— говорит,—щи в моей печке кипят!

Пошла хозяйка. Ходит, смотрит по сторонам, припевает:

— Я и здесь хожу,

Я и там хожу,

А гусей-лебедей

Я нигде не нахожу!

Подумала и говорит:

— Обманул меня, видно, волк! Пойду к нему опять!

Приходит к волчьему дому:

— Волк, волк! Поди сюда!

 Волк выходит:

— Что тебе надо?

— Я по кривой дорожке шла, да гусей-лебедей не нашла. Скажи, где они? Не у тебя ли?

Волк говорит:

— У меня их нет.

Если в тот овражек пойдёшь, Всех гусей-лебедей найдёшь:

И белых,

И серых,

И пёстрых!

Хозяйка говорит:

—  Ну что ж, пойду в овражек!

Волк ей в ответ:

—  Иди, иди!

Пошла хозяйка. Шага три отошла и вдруг слышит —в вол­чьем доме кто-то ногами топает.

—  Волк, волк! — говорит хозяйка.— Кто это в твоём доме так топает?

А волк и глазом не моргнул:

—  Это мои кони копытами в конюшне бьют: овса хотят! Пойдёт хозяйка в овражек (в какую-нибудь другую сторону).

Весь овражек осмотрит. И туда посмотрит, и туда, и туда. А са­ма всё припевает:

— Я и здесь хожу,

Я и там хожу,

А гусей-лебедей

 Я нигде не нахожу!

Рассердится хозяйка:

—  Опять меня волк обманул! Видно, мои гуси-лебеди у него.

Идёт к волчьему дому, зовёт волка:

—  Волк, волк, поди сюда!

Волк выходит:

— Чего тебе надо?

— Я по всем дорожкам ходила и по овражку бродила —ни­где нет моих гусей-лебедей! Наверно, ты их утащил!

Волк отвечает:

—  Я их не утаскивал!

—  Нет, утащил!

—  Нет, не утащил!

—  Нет, утащил!

—  Нет, не утащил!

Тут вдруг гуси как закричат:

—  Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га!

— А это кто?! — спрашивает хозяйка.— Это мои гуси-лебеди! Отдай мне их!

Волк говорит:

—  Не отдам!

— Отпусти!

—  Не отпущу!

Хозяйка догадливая: придумала, как обмануть волка. Под­нимает с земли щепочку (или камешек, всё равно) и спраши­вает:

—  Волк, волк! Хочешь съесть овечку?

—  Хочу! Где овечка?

Хозяйка тогда бросает щепочку подальше и говорит:

—  Вон она бежит! Догоняй!

Волк —бегом за овечкой! А хозяйке только этого и надо: подбегает она к волчьему дому и кричит:

—  Гуси-лебеди, домой!

Обрадовались гуси: хлопают крыльями, кричат все:

—  Га-га-га! Га-га-га! — и выбегают к хозяйке.

Хозяйка им:

— Гуси-лебеди, за мной! — и бегом к своему дому.

 Гуси за ней бегут, кричат, крыльями машут.

А волк увидел, какую «овечку» ему хозяйка дала, бросил её и скорее к своему дому!

Видит — убегают от него и хозяйка и гуси-лебеди. Он —за ними, они —от него. Он —за ними, они —от него! Хочет волк схватить гусей-лебедей, а они увёртываются, не даются ему в лапы. А сами кричат громко:

—  Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га!

И всё ближе и ближе к своему дому.

А хозяйка им:

—  Гуси-лебеди, за мной! Гуси-лебеди, за мной!

Если волку не удаётся схватить никого из гусей, все соби­раются в хозяйкином доме и дразнят его:

Волк-волчище,

Серый хвостище!

Он три года ходил,

Всё гусятинки просил!

И придётся волку ещё раз водить. А если волк схватит кого-нибудь из гусей-лебедей, тот и становится волком, и игра начи­нается сначала.

Если гусей очень много, то игру ведут так. Волк ловит одно­го гуся, второго, третьего, а когда поймает четвёртого, становит­ся—без считалки — хозяйкой; первый попавшийся волку гусь становится волком. А бывшая хозяйка? Она идёт к гусям. К ним перебегают и те гуси, которых поймал первый волк.

Похожая игра есть у белорусских и украинских ребят.

 

Русская народная подвижная коллективная игра для детей  «Краски»

Игру «краски» знают и русские и украинские ребята.

Для этой игры надо выбрать хозяина красок и угадчика — Сеньку Попова. Все остальные будут красками.

Сенька Попов уходит подальше, чтобы не мог подслушать, а хозяин и краски начинают тихонько сговариваться, кто какой краской будет.

Название краскам может давать хозяин, или они сами выби­рают.

Один говорит:

— Я буду белой краской!

Другой говорит:

- Я чёрной!

Третий говорит:

—  Я красной!

Четвёртый говорит:

—  Я зелёной!

Словом, каждый из играющих выбирает себе какой-нибудь цвет. Если участников игры будет больше, чем цветов красок, можно назваться золотой, серебряной, серой, тёмно-голубой, светло-голубой — так, чтобы для каждого участника игры было название.

Но нельзя, чтобы были две одинаковые краски. Хозяин дол­жен хорошо запомнить, кто из играющих какая краска.

Когда названия даны, краски и хозяин присаживаются на корточки и делают вид, что засыпают.

Тут с шутками и прибаутками к краскам приходит Сенька Попов. Подходит, топает несколько раз ногой или стучит пра­вым кулаком в свою левую ладонь, будто в дверь, и говорит:

—  Тук-тук!

Хозяин просыпается, встаёт и спрашивает:

— Кто тут?

— Сенька Попов!

— За чем пришёл?

— За краской!

— За какой?

Сенька Попов называет какой-нибудь цвет, например:

— За синей!

Если такого цвета среди красок нет, хозяин говорит:

— Такой у нас нет!

А все краски хлопают в ладоши и приговаривают:

— Пойди по синенькой дорожке,

Найдёшь синие сапожки,

Поноси, поноси

И нам принеси!

После этого Сенька Попов уходит в сторону, потом опять возвращается и ведёт с хозяином прежний разговор:

— Тук-тук!

—  Кто тут?

—  Сенька Попов!

—  За чем пришёл?

—  За краской!

—  За какой?

—  За белой!

Если белая краска есть, она встаёт, и Сенька Попов уводит её в свой дом, а потом снова возвращается к хозяину за другой краской.

Так Сенька Попов уводит от хозяина все краски, и игра тем кончается.

Можно сделать ещё и так.

Если Сенька назовёт краску, какая есть среди игроков (на­пример, золотую), хозяин ему говорит:

—  Есть золотая! Бери её!

Сенька Попов должен теперь угадать, какая же из красок зо­лотая. Подойдёт к одной, дотронется до неё, а она:

—  Я не золотая!

Подойдёт к другой, тронет её, а она:

—  Я не золотая!

Подойдёт к третьей, тронет её, а она:

—  Я не золотая!

Так ходит Сенька от краски к краске, пока не набредёт на золотую. Тогда он берёт золотую краску за руку и уводит её в свой дом.

Заканчивают игру в «краски» ещё и так. Сенька Попов назы­вает какую-нибудь краску. Ему отвечают:

—  Нет у нас такой!

Он называет другую. Ему опять отвечают:

—  Нет у нас такой!

И так продолжается до тех пор, пока Сенька не назовёт краску, которая есть среди играющих. Первая краска, правиль­но названная Сенькой, «отгаданная» им, идёт водить, становит­ся Сенькой Поповым, а прежний Сенька уходит к краскам, и игра начинается сначала.

 

Детская подвижная коллективная игра на свежем воздухе «Пастух и стадо»

Прежде всего выбирают пастуха и намечают место, где будет овчарня. Потом завязывают пастуху глаза плат­ком.

Все играющие — овцы — бегут к овчарне и становятся там.

Пастух подходит к овчарне и говорит:

— Овечки, овечки, вот и я пришёл!

Выбежала из овчарни овца, ударила слегка ладонью пастуха по плечу и спрашивает:

— Пастух, пастух, сколько мне даёшь шагов?

Пастух ей в ответ:

— Пять!

Овечка идёт в какую ей вздумается сторону и громко отсчи­тывает:

— Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Где скажет «пять», там и остановится.

Затем к пастуху подбежит вторая овца, ударит его по плечу и спросит:

—  Пастух, пастух, сколько мне даёшь шагов?

Пастух скажет:

—  Семь!

Овечка шагает в какую-нибудь сторону и при каждом шаге произносит:

—  Один! Два! Три! Четыре! Пять! Шесть! Семь!

Где скажет «семь», там и остановится.

Так подбегают по очереди к пастуху все овцы и спраши­вают, сколько шагов он им даёт.

Скоро в овчарне не остаётся ни одной овцы.

Пастух зовёт:

—  Овечки! Овечки!

Никто ему не отвечает — опустела овчарня! Тогда пастух громко спрашивает:

—  Где моё стадо?

Тут все овцы отзываются:

—  Бя! Бя! Бя! Бя! Бя!..

— А, вот вы где! — говорит пастух и идёт на голоса своих овец.

Когда он идёт, овцы молчат —так ему труднее найти их. А пастух расставит руки и всё ищет своих овечек. А как нащупает какую-нибудь, спрашивает:

— Овечка, овечка, кто ты?

А овца своё имя не называет, только бякает:

— Бя! Бя! Бя!

По этому «бя-бя-бя» пастух должен угадать, кто это (Ваня, Наташа, Алёша).

Да разве сразу угадаешь!

Если пастух не угадал, все овцы начинают бякать, а кто- нибудь из овец уводит его в овчарню и оставляет там, а сам бежит на своё прежнее место.

Пастух снова громко спрашивает:

— Где моё стадо?

Овцы со своих мест начинают бякать:

— Бя! Бя! Бя! Бя! Бя! Бя!

Пастух выходит из овчарни и идёт на их голоса. А овцы, как только он выходит, все до одной замолкают.

Бродит, бродит пастух, ищет, ищет своих овец и опять натолкнётся на какую-нибудь. Натолкнётся и спросит:

—  Овечка, овечка, кто ты?

А овечка в ответ:

—  Бя! Бя! Бя!

Вслушается пастух в её бяканье и скажет:

—  Овечка, овечка! Ты Ваня Спичкин!

Если он угадал, снимет повязку с глаз и повяжет её Ване Спичкину.

—  Теперь ты, Спичкин, будешь пастухом!

Отведёт он Ваню Спичкина в овчарню, а сам займёт его место.

Новый пастух спросит из овчарни:

 -  Где моё стадо? И игра продолжается.

 

Русская народная подвижная коллективная игра для детей  «Корабль плывет»

Игра эта будто и несложная, но в ней все должны быть очень внимательны. Зазеваешься — и сам собьёшься, и других можешь сбить. Начинается игра так. Выбирают по считалке или по жребию вожака.

Затем все становятся Кругом. Вожак выходит на середину круга. Он громко говорит:

— Корабль плывёт!

Все спрашивают его:

 - С чем корабль?

Вожак отвечает:

—  С одной повертушкой! — и вертит правой рукой —пока­зывает, что такое повертушка.

Участники игры должны повторить движение своего вожака и непременно правой рукой. Вдруг вожак говорит:

— Корабль плывёт!

Все спрашивают его:

—  С чем? — но не перестают делать повертушку.

Вожак отвечает:

—  С другой повертушкой,—и показывает в этот раз уже левой рукой другую повертушку.

Все должны делать так же. Кто ошибётся, тот отдаёт вожаку фант.

Затем вожак неожиданно говорит:

— Корабль плывёт!

Все спрашивают его (а сами всё показывают левой рукой другую повертушку):

— С чем?

—  С двумя повертушками! — отвечает вожак и вертит в этот раз обеими руками.

Все делают, как он: показывают две повертушки. Вожак подождёт-подождёт и снова:

— Корабль плывёт!

— С чем?

— С двумя повертушками и с одной потопушкой! — отвечает вожак и вертит руками — показывает повертушки, а ногой при­топывает — показывает потопушку.

И все делают, как он.

Вожак подождёт и опять:

— Корабль плывёт!

—С чем?

—С одной повертушкой и с двумя потопушками!

И все повторяют движения своего вожака. А он подождёт- подождёт и скажет:

—Корабль плывёт!

—С чем?

— С двумя повертушками, с двумя потопушками и с одной похлопушкой! — И покажет и повертушки, и потопушки, и похлопушки — громко хлопнет ладонями. А за ним и все разом показывают повертушки, потопушки, похлопушки. Вожак может показать, что корабль плывёт и с тремя похло- пушками и с одной повертушкой, и с тремя потопушками и с одной похлопушкой, и с двумя повертушками и двумя потопушками... Словом, что вздумает. Может он от одной повертушки дойти до двух повертушек, двух потопушек и двух похлопушек, а затем продолжать игру в обратном порядке — вернуться к одной повертушке. Играют до тех пор, пока не надоест. А после игры начинается выкуп фантов.

 

Детская коллективная игра дома «Звери, птицы, рыбы»

Эта игра грузинских ребят хороша для ненастных или зим­них дней, когда нельзя играть на улице, во дворе, в саду, на лужайке.

В такой день соберите в комнате ребят, лучше не очень много, человек семь-восемь, прочтите вслух, что здесь на­писано, чтобы запомнить правила, и после этого начинайте игру.

Все садятся на лавки или на стулья, поставленные в ряд или вокруг стола, а то и просто становятся кругом.

Один из играющих начинает игру. Он берёт в руки какую- нибудь вещицу (например, платок, щепочку, шарик, пуговицу, орех — всё годится), передаёт эту вещицу своему соседу справа и говорит:

— Вот птица. Что за птица?

Сосед принимает вещицу и быстро отвечает:

— Орёл!

С этими словами он передаёт вещицу своему соседу и сам говорит:

— Вот птица. Что за птица?

—  Воробей! — немедля отвечает тот.

Проворно передаёт он вещицу следующему со словами:

—  Вот птица! Что за птица?

Принявший «птицу» отвечает:

—  Цапля!

Вещица («птица») может обойти круг и раз, и два, и три, и четыре: пока участники игры могут называть птиц.

Запомните: отвечать надо не мешкая. Старайтесь освобо­диться от «птицы» как можно скорее!

Ну а если «птица» задержалась у кого-нибудь в руках?

Это значит, что он плохо знает птиц. Все другие -участники игры начинают выкрикивать названия птиц, например:

— Соловьи, синички!

Воробьи, чечётки!

Дрозды, сороки!

Галки, вороны!

Журавли да цапли!

Соколы, дятлы!

Ястребы, утки!

Лебеди, гуси!

И ещё одно запомните: название одной и той же птицы во время игры нельзя повторять. Каждый раз должна появляться новая птица.

А если кто повторит название какой-нибудь птицы два ра­за? У того берут фант, а после игры заставляют выкупать его.

Можно называть не только птиц. В другой раз пусть будут рыбы, звери или насекомые.

 

Детская коллективная игра для игр дома, в детском садике  «ЧЁРНОГО И БЕЛОГО НЕ БРАТЬ, «ДА» И «НЕТ» НЕ ГОВОРИТЬ»

 

Игра начинается так. Все участники усаживаются вокруг стола или на стульях, лавках, расставленных возле стены, или садятся в ряд в саду, во дворе, на площадке.

Кого-нибудь по жребию или по считалке выбирают вожаком. Вожак должен задавать вопросы, а все остальные — отвечать ему. Отвечать нужно быстро, не затягивая ответа, а то и играть будет неинтересно. И поправляться нельзя: что сказал, то и сказал!

На вопросы и замечания можно отвечать что угодно, только

—Чёрного и белого не брать,

«Да» и «нет» не говорить!

Кто оговорился, даёт вожаку фант — какую-нибудь из своих вещей: платок, значок, ленточку, монетку, орех и т. п. Эти фанты потом надо будет выкупать.

Итак, игра началась!

Вожак обходит всех играющих, останавливается перед од­ним из них и говорит:

— Бабушка прислала

Сто рублей:

Что хотите, Т

о купите,

Чёрное и белое

Не берите,

                               «Да» и «нет» не говорите!

После этого он начинает вести разговор с играющим, делает ему разные предложения, задаёт вопросы, а сам всё старается, чтобы тот произнёс хоть бы одно из запрещённых слов: «чёр­ный», «белый», «да», «нет».

Идёт примерно такой разговор:

—  Какая на тебе рубашка?

—  Синяя.

—  Какая же синяя? Она белая!

Отвечающий хочет сказать: «нет, она зелёная», но говорит без «нет»:

—  Она зелёная!

—  Какая зелёная? Да она чёрная!

—  Голубая.

—  Вот так голубая! Да сам посмотри, можно ли её назвать голубой. Она же белая!

И тут игрок вдруг оговаривается.

—  Нет, не белая! — возражает он.

За это ему будет двойное наказание:

—  Ага, и «нет» сказал, и «белая» сказал! Давай два фанта! Нечего делать, надо давать...

Потом вожак подходит ко второму игроку и говорит:

— Бабушка прислала

Сто рублей:

Что хотите, Т

о купите,

Чёрное и белое

Не берите,

                               «Да» и «нет» не говорите!

И снова начинается разговор:

—  Что продают в булочной?

—  Хлеб.

—  Какой?

Чуть-чуть не ответил игрок: «чёрный и белый», да вовремя удержался и сказал:

—  Мягкий.

—  А чёрствый?

—  И чёрствый!

—  А какой хлеб ты больше любишь: чёрный или бе­лый?

Снова чуть не попался игрок, да быстро нашёлся:

—  Всякий!

—  Из какой муки пекут булки?

—  Из пшеничной.

—  Любишь ты калачи?

—  Люблю.

—  А бывает синий хлеб?

—  Не бывает.

—  Дать тебе сухарь?

—  Дай!

—  Какой: чёрный или белый?

— И тот и другой!

В этот раз ответчик попался бойкий: никак его не со­бьёшь!

Отходит от него вожак к следующему, произносит приго­ворку и начинает задавать вопросы, а сам всё старается сбить, заставить сказать в ответ «да» и «нет» или «чёрный» и «бе­лый».

Так он обойдёт всех.

Одни не собьются ни разу, другие собьются в тот же миг. Кто собьётся, тот даёт фант. А после игры начинается выкуп фантов.

Это уж новая и тоже очень весёлая игра.

Источник: "Тридцать три пирога: Игры, считалки, скороговорки/Собрал и обработал М.Булатов; Рис.Ю.Соостера.-М.:Дет.лит., 1988

Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
2Комментарии
Елена Zh 16:33 16.07.2014

Сегодня для сына организовала увлекательную летнюю игру – поиск клада. В тайне от ребенка сделала сундук с кладом (вместо золота конфетки, разумеется))) и нарисовала карту. Надо сказать, что сыну ну очень понравилось отсчитывать шаги, изучать карту, искать, потом самому лопатой выкапывать «сундук с драгоценностями». Так что всем рекомендую летом подарить такую увлекательную игру ребенку.

Елена Zh 16:32 11.08.2014

Игра "Казаки - разбойники"
_________________________
Мамы и папы, научите своих детей играть в «Казаков», чтобы эта чудесная забава не канула в Лету! Да и самим взрослым наверняка захочется освежить в памяти немудреные правила. Интереснее всего играть, когда участников много. Конечно, можно приглашать в игру не только парней, но и девчонок, главное – разделиться на две команды. Как можно понять из названия, одна – казаки, вторая – разбойники. Можно веселиться и на большой площадке, и на небольшом свободном участке. Чтобы было проще различать разбойников и казаков, можно придумать знаки отличия – завязанные узлом шарфы, бейсболки на один бок или что-то другое. Итак, нужно рассчитаться на «раз, два, три», разбойники убегают и прячутся, а казаки ищут место для «темницы». Она станет ловушкой для пойманных участников другой команды. Темницу обязательно охраняют. Теперь настал черед поимки разбойников! Казаки должны увидеть и поймать недругов, по правилам, разбойники не могут вырываться. Если только казак упустил «добычу», разбойник может убежать. Либо из плена его высвободит товарищ, оттеснив казака. Можно еще и взламывать темницу, устраивая побег всем невольникам. Как только все разбойники будут пойманы, игра окончена и можно меняться ролями. Обязательно включайте в ход фантазию, чтобы дополнить классических «Казаков-разбойников»!

Другие страницы по этому интересу

Правила

Это страница для твоих проектов!

Твой Дневник! Твои идеи! могут быть здесь!

Делись опытом и знаниями, обсуждай интересы!

Зачем размещать статьи и мастер-классы на сайте "Мамина страница"?

Прямой эфир
ВсеТоп-10 страниц
Статьи

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя *
Email *

Сообщение

Введите код с картинки

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: