Методика Монтессори – «Помоги мне сделать это самому» 8 1135

04.04.2014

Одной из наиболее известных методик раннего развития ребенка, является обучающая система Марии Монтессори. Каковы плюсы и минусы системы, в чем образовательная ценность методики раннего развития Монтессори? Рассмотрим эти и другие вопросы в нашей статье.

Мария Монтессори - явление поистине уникальное для своего времени. Женщина, опередившая время, составившая конкуренцию мужчинам, наперекор сложившимся устоям общества, традициям, мировосприятию того времени. Мария Мантессори не только изменила подход к обучению детей, сначала с ограниченными возможностями, а в дальнейшем и обычных ребятишек, но и написала несколько научных трудов, переведенных на многие языки мира и издающиеся по сей день огромными тиражами. Более того, Мария Монтессори основала педагогическую систему, во многом равных которой нет и по настоящий момент.

Несколько слов о биографии Марии Монтессори. Родилась Мария в 1870 году, в семье крупного итальянского чиновника. С ранних лет девочка выказывала незаурядный ум и стремление к познанию. Девочке в Италии путь в науку был закрыт, несмотря на это, Мария становится первым в истории этой страны женщиной-врачом, принимает участие в политической жизни, активно борется за права женщин.

Спустя несколько лет после окончания университета она сталкивается с проблемой детей с ограниченными возможностями и приходит к выводу о том, что большая часть ее кроется не в медицинском аспекте, а в некой педагогической запущенности, отсутствии методик работы с такими детьми. Монтессори изучает педагогику, психологию, антропологию, переводит труды Сегена и Итара - ученых–психиатров. На основании глубочайших знаний, понимания механизмов формирования навыков, понятийного аппарата, психофизиологии, разрабатывает азы новой обучающей системы, названной в последствие ее именем. Разработанное Марией раннее развитие Монтессори, отзывы о котором в обществе того времени дошли до чиновников от образования, и получило всеобщее одобрение и начало свое развитие в начале XX столетия.

Вскоре метод находит свое применение с работе с «особыми», как мы это называем, детьми. Первая группа Монтессори открывается в 1900 году. Специализируется исключительно на адаптации и работе с детьми с ограниченными возможностями. Первые результаты не заставляют себя ждать и признаются  «ошеломительными».

В 1908 году Мария начинает читать лекции по подготовке наставниц. Следует отметить, что до настоящего времени многие материалы и методика работы с ними сохранились в первозданном виде.

 

Методика Монтессори – познаем и исследуем мир, основываясь на свободе выбора

Отзывы родителей о раннем развитии Монтессори исключительно благоприятные. Это одна из немногих методик, позволяющая ребенку расти и развиваться в соответствии с учетом его внутренних потребностей, не подводя конкретного ребенка под общепринятые рамки и стандарты.

В работе педагоги руководствуются общими принципами возрастной психологии, очень важны понятия сенситивного периода, т.е периода максимальной восприимчивости к принятию нового материала. В этом заключается принципиальное отличие от других методик раннего развития, практикуемых в настоящее время. Ребенок познает мир, получает знания согласно своему внутреннему плану развития, с учетом исключительно его потребностей и индивидуальных запросов. То, чем на уроке будет работать малыш, предстоит выбрать ему самому. Наставница лишь покажет метод работы с тем или иным материалом, не навязывая своего видения сегодняшнего занятия.

 

На что обратить внимание при выборе Монтессори - студии

Для мамы, приведшей ребенка в студию Монтессори необходимо знать основные принципы методики:

  • занятия строятся исключительно в специально подготовленной среде на основе добровольного выбора ребенком развивающего материала;
  • материалы, с которыми работают в Монтессори – школах (студиях, детских садах и пр.) – достаточно строго регламентированы, существует необходимый минимум материалов и рабочих зон, без создания которых нельзя говорить о Монтессори-методе, как таковом.
  • педагоги, осуществляющие Монтессори–образование, обязаны иметь соответствующие дипломы (сертификаты). Обучение достаточно длительное и трудоемкое, но оно обязательно. Принципы и алгоритмы работы с материалом одинаковы вы всем мире.

 

Рабочая группа в Монтессори-студии разбита на отдельные зоны:

  • жизненной практики, включающей в себя наборы для стирки, глажки, чистки обуви, мытья посуды, уборки и пр;
  • развития сенсорных навыков, состоящей из розовой башни, коричневой лестницы, красных штанг, блоков цилиндров, рамок с застежками, звуковых материалов, материалов развивающих обоняние, цветовосприятие и пр.;
  • зоны развития математических способностей, в которую обязательно входят красно-синие штанги, позволяющие обучить ребенка счету, составу числа, операциям сложения, вычитания, веретена (счет, состав числа), золотые бусины (счет, переход через десяток), геометрические тела и пр.
  • зона языкового развития, в обязательном порядке должна иметь: коробочки для развития фонематического слуха, шершавый алфавит, наборы карточек для формирования словарного запаса, ассоциативного мышления, развития навыков чтения и письма пр.;
  • зона космического воспитания - это понятие свойственно этой методике. В данную зону включаются все материалы по естествознанию, географии, истории, космосу, физике, химии, естественно адаптированные для дошкольного возраста.

Так же должны быть оборудованы в Монтессори – студии рабочие места для малышей? Работать ребенок может как за столом, так и на индивидуальном коврике. Работа, в основном, самостоятельная.

 

Роль наставницы в Монтессори-студии

Главный принцип методики - « Помоги мне сделать это самому», подразумевает минимальное вмешательство педагога. Его задача заинтересовать ребенка, провести презентацию с тем материалом, который выбран самим малышом, и отойти в сторону, наблюдая, но не мешая. Единственное, что педагог не должен допускать -  использования обучающего материала не по назначению. Однако, ни в коем случае нельзя прерывать заинтересованное занятие ребенка, пусть даже и не совсем верное с точки зрения презентации, но дающее пользу в сфере той зоны, к которой принадлежит материал.

Попадая в подготовленную специальную среду Монтессори, ребенок самостоятельно выбирает то, с чем будет работать. Время работы с одним материалом никем не ограничивается. При этом каждый материал представлен в единственно экземпляре. Таким образом, дети учатся договариваться и взаимодействовать друг с другом.

Обязательно условие – поработав, убрать все на свое место, привести в порядок рабочее место. Даже дети, никогда дома не собирающие игрушки и не убирающие за собой, спустя месяц занятий Монтессори усваивают новые правила и меняются на глазах! Можно правило срифмовать в стишок «Материал не забываем, за собою убираем!». Этот же принцип переносится и в семью. Это одно из самых строгих правил в группе Монтессори. Второе - незыблемое правило – хочешь работать в паре с другом, спроси у него разрешения.

Плюсы и минусы методики раннего развития детей по системе Монтессори

Несомненным преимуществом системы можно назвать тот факт, что раннее развитие Монтессори собирает, в основном,  отличные отзывы. Отмечают то, что дети, выбирая самостоятельно материал для занятий, идут с огромным удовольствием на занятия, развиваются гармонично, в силу своих возрастных, личностных, психофизиологических особенностей.

Начиная занятия по системе Монтессори с самого раннего возраста, приблизительно с 3 лет, (а в с специальной среде, подобранной с учетом иной возрастной группы, так называемой « тодлер» - среде и ранее, с 1,5 лет) к школьному возрасту ребенок прекрасно овладевает счетом, письмом, бегло читает, у него хорошо развит фонематических слух (что является залогом грамотности), развито мышление и пр. Причем все это делается в игровой форме, без обязательного плана урока, исключительно исходя из принципов «зоны ближайшего развития».

К минусам системы Монтессори, даже не системы, а подхода к ее внедрению в образовательный процесс в дошкольных учреждениях, можно отнести поверхностное знание предмета преподавателями, отсутствие развивающего материала. К сожалению не редки случаи, когда рекламируемая «Монтессори-студия» не имеет необходимых учебных пособий, да и о самой системе преподаватели ничего не знают. Поэтому, возвращаясь к сказанному выше, приводя ребенка в Монтессори - студию, не лишним будет поинтересоваться наличием дипломов, сертификатов на материал и пр.

Также не желательно использование в работе Монтессори-студий иных образовательных методик, не считая ИЗО, музыку, танцевальные пятиминутки, спортивные включение, пальчиковую гимнастику. Предположим, совмещение методики Зайцева и Монтессори - абсолютно не уместно, поскольку эти методы принципиально противоречат друг другу. Так же следует отметить, что для нормально проведенного занятия по системе Монтессори, время его должно составлять 1,5 часа, не меньше. Занятие по системе Монтессори длительностью в 45 минут, не допустимо, но, к сожалению, нередко встречается на практике.

 

Более детально ознакомиться с представленным методом развития можно прочитав следующие книги:

  • М.Монтессори “Как развить внутренний потенциал человека”;
  • Фаусек Ю.И. Русская учительница. Воспоминания Монтессори-педагога;
  • Монтессори-терапия. Опыт и перспективы развития. – М.: В.Секачев, и др.

В целом, метод развития по Монтессори дает прекрасные результаты, любим детьми, и ценится родителями. Главное - найти грамотного, любящего свое дело, постоянно совершенствующегося педагога, откроющего вашему ребенку удивительный мир знаний.

© mamac.ru 2012-2014. Все права на статью защищены.

 

Вы также можете ознакомиться с другими статьями на тему развитие ребенка:

Методика раннего развития Зайцева. Кубики Зайцева – пособие для обучения чтению  

Методика раннего развития Домана - Маниченко 

Методика раннего музыкального разивтия Железновых

Зачем детям игра? Роль сюжетно - ролевых игр в развитии и воспитании ребенка. 

"Отойдите, Я САМ!" О кризисе 3-х лет  

Ваш ребенок: гениальный или «обычный»? 

Как развить познавательный интерес у ребенка? 

Как интерпретировать рисунок ребенка «Рисунок семьи» 

 

Administrator
Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
1Комментарии

В НАШЕ ВРЕМЯ МЕТОДИКИ МОНТЕСОРИ ОЧЕНЬ ПОПУЛЯРНЫ. Практически во всех детских центрах обучают по этим методикам. Читала и изучала эту методику. Делали некоторые упражнения дома. Например в одну кучу насыпала ребенкурис и гречку и просила одним пальчиком разобрать на 2 кучки. Или горох и гречку, просила раъединить в одну кучку большие зернышки, а в другую маленькие. Доченьки очень нравится. Но только она очень активная и усидчивости просто ноль)))

Прямой эфир

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя *
Email *

Сообщение

Введите код с картинки

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: