Методика раннего развития Домана - Маниченко 9 980

04.04.2014

В последнее время особенно стало актуально раннее обучение детей чтению, многие родители с раннего возраста ребенка задаются вопросом, как расширить словарный запас ребенка, прививает интерес к познанию окружающего мира. Рассмотрим особенности обучающей системы Домана – Минченко

История создания методики Домана-Маниченко

В начале сороковых годов прошлого века Гленн Доман, американский физиотерапевт, начал проводить исследования, направленные на реабилитацию больных детей. Объектом исследования являлись дети с серьезными когнитивными нарушениями, обусловленными поражениями нервной системы. На основе результатов, полученных в ходе работы с детьми, Доманом были сформулированы основные теоретические постулаты развития ребенка и выведены практические принципы обучения детей. Базовым элементом этой развивающей системы стала методика раннего обучения.

Отечественный ученый Андрей Маниченко адаптировал методику, исходя из специфики языка и культуры, и апробировал ее на трех своих сыновьях. Россиянам методика Домана-Маниченко стала известна и доступна лишь в начале 90-х годов, поскольку до этого момента советский научный психолого-педагогический мир находился в состоянии застоя, отвергая разработки западных коллег.

 

Основные принципы обучения и развития по Доману и возрастные особенности процесса

Методика раннего развития Домана включает три направления: чтение, математика и познание окружающего мира – в последнее входят различные сферы человеческой жизни и деятельности (иностранный язык, география, музыка и т.д.). Основным принципом методики Доман называет стимуляцию мозговой активности, которую необходимо инициировать как можно раньше. В рамках этой программы развития, стимуляция является вербально-визуальной, затрагивая, таким образом, различные зоны головного мозга. Интеграция активности таких участков обеспечивает комплексное воздействие на когнитивные ресурсы ребенка, повышая его способность к обучению, а самое главное – вырабатывая к образовательному процессу стойкую мотивацию.

Приверженцы методики Домана рекомендуют начинать обучение как можно раньше, в идеале – как только ребенок начал реагировать на предметы окружающего мира и устанавливать за ними зрительный контроль (первые месяцы жизни). Длительность «уроков» всегда индивидуальна и зависит от настроения и способностей малыша, а также от настроя на обучение самого родителя или педагога. Тем не менее, существуют определенные возрастные нормы по длительности, частоте и наполненности обучающего взаимодействия:

 

Возраст

Длительность одного занятия

Частота занятий

Содержание занятий

Примечание

3–12 месяцев

Очень короткое занятие (показать 3-5 слов)

9-12 занятий в день

Очень быстрый показ слов (1-2 секунды), частый ввод новых слов

При выборе карточек для самых маленьких предпочтительнее не буквы, а точечные рисунки

1–1,5 года

Очень короткое занятие (показать 3-5 слов),

9-15 занятий в день

Очень быстрый показ слов (1-2 секунды), объединение слов в простые словосочетания

Можно увеличить длительность занятия, при этом ориентируясь на самочувствие ребенка – если вы заметили, что он начал утомляться, прекращайте занятие.

1,5–2,5 года

Длительность занятия целиком зависит от настроения ребенка

Не менее 10 раз в день

Постепенный переход к предложениям, снизить количество новых вводимых слов.

При выборе слов ориентироваться на предпочтения ребенка (хочет «космос», а не «географию» – выбираем «космос»)

2,5–4 года

Длительность занятия целиком зависит от настроения ребенка

Не менее 10 раз в день

Переход к изучению более сложных слов

Ребенка нельзя торопить, поскольку к этому возрасту скорость запоминания уже снижается

 

Приведенная выше таблица призвана сориентироваться в объеме подаваемого материала и способе работы с ребенком. Для всех возрастов процесс обучения строится по одной схеме (пример для одного дня обучения):

  • поочередный показ комплекта карточек с одновременным громким проговариванием написанных слов;
  • новый подход с новым комплектом;
  • после того, как запланированные комплекты были показаны, начинаем цикл показа карточек сначала.

Между показами в течение дня необходимо делать перерывы.

 

Что нужно знать и помнить родителям, занимаясь с ребенком по методике Домана-Маниченко:

Существует ряд правил, которых необходимо придерживаться:

  • нельзя делать акцент только на умственном развитии ребенка, физическим упражнениям стоит уделять не меньше времени, а даже больше – это один из принципов самого Гленна Домана;
  • если ребенок не настроен на занятие – ни в коем случае нельзя его проводить! Негативные ассоциации, которые могут возникнуть в случае принуждения к обучению, только усугубят ситуацию и снизят образовательную мотивацию;
  • не пытайтесь нагнать пропущенные занятия – это не принесет должного эффекта и только утомит ребенка;

 

Методика Домана, отзывы о которой в большинстве своем положительные, помимо очевидных плюсов, перечисленных в статье, имеет и некоторые минусы:

  • обучение является энциклопедично ориентированным – методика не раскрывает особенности внедрения полученных знаний на практике;
  • обучение зависит от индивидуальности ребенка, для адаптации методики под конкретного малыша требуются время и силы;
  • необходимо соблюдать систематичность занятий для появления результата, что при требованиях к высокой частоте показа карточек не всегда реализуемо в домашних условиях.

 

В заключение можно сделать следующий вывод: методика Домана-Маниченко, направленная на раннее развитие малыша, при правильном и разумном применении, действительно помогает научиться ребенку рано читать, расширяет его словарный запас, прививает интерес к познанию окружающего мира. Однако, необходимо заниматься с ребенком и по другим методикам развития, имеющим социальную и практическую направленность.

© mamac.ru 2012-2014. Все права на статью защищены.

 

Вы также можете ознакомиться с другими статьями на тему развитие ребенка:

Методика раннего развития Зайцева. Кубики Зайцева – пособие для обучения чтению  

Методика Монтессори – «Помоги мне сделать это самому» 

Методика раннего музыкального разивтия Железновых

Можно ли наказывать детей? Воспитываем ребенка без ремня!  

Зачем детям игра? Роль сюжетно - ролевых игр в развитии и воспитании ребенка. 

О чем говорит любимый цвет ребенка 

Ваш ребенок: гениальный или «обычный»? 

Как развить познавательный интерес у ребенка? 

Как интерпретировать рисунок ребенка «Рисунок семьи» 

Administrator
Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
Комментарии
Нет комментариев
Прямой эфир

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя *
Email *

Сообщение

Введите код с картинки

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: