Методика раннего музыкального разивтия Железновых
8
2174

Методика Железновых является комплексной методикой раннего развития детей. Авторы позиционируют ее как программу обучения детей музыке, направленную на различные сферы нейро-физической активности – моторику (как мелкую, так и крупную), эмоциональное восприятие, музыкальный слух (в общепринятом понимании), когнитивную и социальную сферы.
История создания методики Железновых
Екатерина и Сергей Железновы имеют музыкальное и педагогическое образование, данный симбиоз разных сфер деятельности позволил разработать основные принципы методики, исходя из имеющихся наработок. Ранее существующие направления и упражнения для музыкального развития детей, были критически переосмыслены Железновыми. Педагоги выявили, что подобные задания не позволяют достичь эффективного результата, а разрозненность и неоднозначность применения многих методик, вкупе с их недостаточной адаптированностью для детей младшего возраста, делают задачу музыкального обучения в домашних условиях практически невыполнимой. Железновы решили восполнить этот пробел, разработав свою программу раннего развития и систему авторских упражнений. Вот уже на протяжении четверти века методика Железновых пользуется популярностью у родителей и специалистов детских центров. Следует отметить, что методика постоянно дорабатывается и совершенствуется, дополняется новыми упражнениями и композициями.
Фундаментальные принципы методики Железновых
Принцип первый – обучение детей должно проходить в игровой форме. Этот принцип соответствует нормам возрастного развития детей, поскольку ведущей формой деятельности в младшем возрасте является игра. Именно через игру ребенок познает структуру отношений между людьми и их связь с объектами внешнего мира. Необходимо сделать примечание – наиболее эффективной игра, как способ познания и развития, является в возрасте от 3 до 7 лет. У детей от 1 до 3 лет ведущая деятельность – манипуляционная, в возрасте до года – взаимодействие со взрослым. Методика Железновых предоставляет возможности для развития в каждом возрастном периоде. Комплекс методик включает в себя манипуляционные задания (например, пальчиковые игры) и упражнения, которые выполняет только взрослый (например, некоторые песенки и потешки).
Принцип второй – обучение детей через двигательную активность, обучение не является статичным принятием данных. Принцип согласован с результатами исследований по изучению процессов запоминания – в движении усваивается большее количество информации. Это обусловлено взаимодействием левого и правого полушарий при мозговой активности, и, следовательно, более быстрой передаче нервных импульсов, формирующих любую психическую и физическую активность.
Другие принципы методики – важность родительского участия и положительный настрой ребенка на обучение - являются общими для всех методик раннего развития.
Организация занятий
При организации занятий по методике Железновых в домашних условиях целесообразнее ориентироваться на возраст ребенка (см. принцип 1) и его индивидуальные характеристики – возбудимость, память и настроение. Методика включает множество упражнений и авторских музыкальных композиций, количество и уровень сложности которых родитель должен варьировать в зависимости от способностей ребенка. Нельзя утомлять ребенка и проводить занятие, если он болен или устал.
Мы рассмотрим типичную структуру группового занятия по методике Железновых.
Приветствие. Педагог и дети приветствуют друг друга, настраиваются на дальнейшую работу.
Разминка. Для достижения необходимого уровня психической активности проводится легкая физическая разминка.
Пальчиковые игры. Способствуют повышению концентрации и развитию мелкой моторики.
Игровой массаж. Проводится для расслабления и снятия излишнего нервного напряжения у детей.
Музыкально-ритмические движения. Направлены на развитие музыкального слуха, чувства ритма и координации движений.
Логоритмика необходима для развития речи и улучшения вербальной коммуникации.
Пение. Развитие музыкального слуха и умения владеть свои голосом.
Игра на музыкальных инструментах. Авторы полагают, что раннее обучение игре на музыкальных инструментах в будущем способствует более быстрому их освоению, за что неоднократно подвергались критике.
Сказка. Развитие мышления и воображения, переход от активной деятельности к завершению занятия.
Прощание.
В домашних условиях обучение может проходить в кругу родственников, братьев и сестер – некоторые упражнения физически трудно выполнить в паре, например, хоровод.
Общие выводы по методике Железновых и ее применимости
Методика Железновых действительно развивает эмоциональные способности детей младшего возраста, формирует определенное восприятие музыки и ритма, способствует физическому развитию, формированию мелкой и крупной моторики. Плюс данной методики заключается в ее комплексности: интеграции обучения, игровой деятельности и физической активности. Она хорошо подойдет для общего эмоционального и физического развития, станет отличным дополнением для других систем раннего развития детей.
Если же целью родителей является настоящее музыкальное образование ребенка, то стоит повременить до достижения ребенком возраста 6-7 лет, а методику Железновых использовать для развития когнитивной и физической сферы, выполняя предназначенные для них упражнения. Многие преподаватели музыки считают, что изначально неправильное обучение основам вокала и игры на музыкальных инструментах в дальнейшем создаст ряд проблем при освоении классической музыкальной программы обучения.
© mamac.ru 2012-2014. Все права на статью защищены.
Вы также можете ознакомиться с другими статьями на тему развитие ребенка:
Методика раннего развития Зайцева. Кубики Зайцева – пособие для обучения чтению
Методика раннего развития Домана - Маниченко
Методика Монтессори – «Помоги мне сделать это самому»
Зачем детям игра? Роль сюжетно - ролевых игр в развитии и воспитании ребенка.
"Отойдите, Я САМ!" О кризисе 3-х лет
Ваш ребенок: гениальный или «обычный»?
Как развить познавательный интерес у ребенка?
Как интерпретировать рисунок ребенка «Рисунок семьи»