Методика раннего музыкального разивтия Железновых 8 911

13.04.2014

Методика Железновых является комплексной методикой раннего развития детей. Авторы позиционируют ее как программу обучения детей музыке, направленную на различные сферы нейро-физической активности – моторику (как мелкую, так и крупную), эмоциональное восприятие, музыкальный слух (в общепринятом понимании), когнитивную и социальную сферы.

История создания методики Железновых

 Екатерина и Сергей Железновы имеют музыкальное и педагогическое образование, данный симбиоз разных сфер деятельности позволил разработать основные принципы методики, исходя из имеющихся наработок. Ранее существующие направления и упражнения для музыкального развития детей, были критически переосмыслены Железновыми. Педагоги выявили, что подобные задания не позволяют достичь эффективного результата, а разрозненность и неоднозначность применения многих методик, вкупе с их недостаточной адаптированностью для детей младшего возраста, делают задачу музыкального обучения в домашних условиях практически невыполнимой. Железновы решили восполнить этот пробел, разработав свою программу раннего развития и систему авторских упражнений. Вот уже на протяжении четверти века методика Железновых пользуется популярностью у родителей и специалистов детских центров. Следует отметить, что методика постоянно дорабатывается и совершенствуется, дополняется новыми упражнениями и композициями.

Фундаментальные принципы методики Железновых

Принцип первый – обучение детей должно проходить в игровой форме. Этот принцип соответствует нормам возрастного развития детей, поскольку ведущей формой деятельности в младшем возрасте является игра. Именно через игру ребенок познает структуру отношений между людьми и их связь с объектами внешнего мира. Необходимо сделать примечание – наиболее эффективной игра, как способ познания и развития, является в возрасте от 3 до 7 лет. У детей от 1 до 3 лет ведущая деятельность – манипуляционная, в возрасте до года – взаимодействие со взрослым. Методика Железновых предоставляет возможности для развития в каждом возрастном периоде. Комплекс методик включает в себя манипуляционные задания (например, пальчиковые игры) и упражнения, которые выполняет только взрослый (например, некоторые песенки и потешки).

Принцип второй – обучение детей через двигательную активность, обучение не является статичным принятием данных. Принцип согласован с результатами исследований по изучению процессов запоминания – в движении усваивается большее количество информации. Это обусловлено взаимодействием левого и правого полушарий при мозговой активности, и, следовательно, более быстрой передаче нервных импульсов, формирующих любую психическую и физическую активность.

Другие принципы методики – важность родительского участия и положительный настрой ребенка на обучение - являются общими для всех методик раннего развития.

Организация занятий

При организации занятий по методике Железновых в домашних условиях целесообразнее ориентироваться на возраст ребенка (см. принцип 1) и его индивидуальные характеристики – возбудимость, память и настроение.  Методика включает множество упражнений и авторских музыкальных композиций, количество и уровень сложности которых родитель должен варьировать в зависимости от способностей ребенка. Нельзя утомлять ребенка и проводить занятие, если он болен или устал.

Мы рассмотрим типичную структуру группового занятия по методике Железновых.

Приветствие. Педагог и дети приветствуют друг друга, настраиваются на дальнейшую работу.

Разминка. Для достижения необходимого уровня психической активности проводится легкая физическая разминка.

Пальчиковые игры. Способствуют повышению концентрации и развитию мелкой моторики.

Игровой массаж. Проводится для расслабления и снятия излишнего нервного напряжения у детей.

Музыкально-ритмические движения. Направлены на развитие музыкального слуха, чувства ритма и координации движений.

Логоритмика необходима для развития речи и улучшения вербальной коммуникации.

Пение. Развитие музыкального слуха и умения владеть свои голосом.

Игра на музыкальных инструментах. Авторы полагают, что раннее обучение игре на музыкальных инструментах в будущем способствует более быстрому их освоению, за что неоднократно подвергались критике.

Сказка. Развитие мышления и воображения, переход от активной деятельности к завершению занятия.

Прощание.

 

В домашних условиях обучение может проходить в кругу родственников, братьев и сестер – некоторые упражнения физически трудно выполнить в паре, например, хоровод.

Общие выводы по методике Железновых и ее применимости

Методика Железновых действительно развивает эмоциональные способности детей младшего возраста, формирует определенное восприятие музыки и ритма, способствует физическому развитию, формированию мелкой и крупной моторики. Плюс данной методики заключается в ее комплексности: интеграции обучения, игровой деятельности и физической активности. Она хорошо подойдет для общего эмоционального и физического развития, станет отличным дополнением для других систем раннего развития детей.

Если же целью родителей является настоящее музыкальное образование ребенка, то стоит повременить до достижения ребенком возраста 6-7 лет, а методику Железновых использовать для развития когнитивной и физической сферы, выполняя предназначенные для них упражнения. Многие преподаватели музыки считают, что изначально неправильное обучение основам вокала и игры на музыкальных инструментах в дальнейшем создаст ряд проблем при освоении классической музыкальной программы обучения.

 

© mamac.ru 2012-2014. Все права на статью защищены.

 

Вы также можете ознакомиться с другими статьями на тему развитие ребенка:

Методика раннего развития Зайцева. Кубики Зайцева – пособие для обучения чтению  

Методика раннего развития Домана - Маниченко 

Методика Монтессори – «Помоги мне сделать это самому» 

Зачем детям игра? Роль сюжетно - ролевых игр в развитии и воспитании ребенка. 

"Отойдите, Я САМ!" О кризисе 3-х лет  

Ваш ребенок: гениальный или «обычный»? 

Как развить познавательный интерес у ребенка? 

Как интерпретировать рисунок ребенка «Рисунок семьи» 

 

Administrator
Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
Комментарии
Нет комментариев
Прямой эфир

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя *
Email *

Сообщение

Введите код с картинки

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: