Методика раннего развития Зайцева. Кубики Зайцева – пособие для обучения чтению 5 824

24.05.2014

Современные родители уделяют большое внимание раннему развитию детей. Для этого они используют различные методики для детей раннего возраста, развивающие игрушки и дидактический материал которые сейчас представлены в достаточно широком ассортименте.

Говоря об эффективных методиках раннего развития невозможно не вспомнить уникального человека и педагога-новатора Николая Александровича Зайцева. Слыша эту фамилию, многим на ум придут знаменитые обучающие чтению кубики Зайцева, а между тем Николай Александрович создал более 25 высокоэффективных обучающих методик.

 Николай Зайцев потомственный педагог. Идея создать такое уникальное обучающее пособие посетила его во время работы в студенческие годы в Индонезии, где он выполнял работу переводчика и обучал русскому языку иностранцев. Именно в то время он и стал внедрять в свои уроки некоторые инновационные методы подачи материала.

Впоследствии Зайцев создал свои знаменитые теперь кубики, по которым детей в процессе игры можно обучить чтению и счету. А также благодаря этому уникальному пособию дети не только могут научиться читать, но и говорить.

Помимо кубиков, педагогом разработаны пособия по обучению русскому языку, каллиграфии, математике, иностранному языку. Удобство обучения чтению по методике Зайцева заключается в том, что заниматься с ребенком можно как в специальных школах раннего развития, так и дома.

Причины,  по которым педагог создал свою методику

Методика Зайцева обучения чтению создана по принципу того, что простейшая частица речи для восприятия ребенка это не буква, как принято считать, а так называемый склад – сочетание гласной и согласной буквы. Ведь дети и говорить начинают именно складами. Соответственно и воспринимать и понимать, и запоминать им легче именно склады из букв.

Склад – это главный принцип обучения чтению по методике Зайцева.  В роли склада могут выступать согласный и гласный, или сочетание с твердым или мягким знаком, а также одиночная буква.

Материалы необходимые для занятий

В данной методике используются не только кубики, но и другой дидактический материал, входящий в комплект пособия. Это таблицы складов и арифметических действий, специальные развивающие игрушки которые влияют на развитие памяти, восприятия, слуха. Ну и, конечно же, непосредственно кубики, которые представляют собой уникальный развивающий материал.

Кубики Зайцева помогают очень быстро усвоить материал, потому что все они выполнены из различных цветов и  имеют разный вес и звучание. Это помогает ребенку задействовать все процессы восприятия – зрительный, слуховой и осязательный. Что способствует развитию ассоциативной памяти по отношению к определенным складам.

В набор входит 52 кубиков, которые разделены на группы по различным признакам. В группе есть 7 повторяющихся кубиков.  Кубики делятся по следующим признакам:

  1. По размеру:
  • На больших изображены твердые слоги
  • На маленьких – мягкие.
  1. По наполнению и звучанию:
  • На золотых изображены гласные
  • Железные изображают звонкие склады
  • Деревянные несут информацию с глухими складами
  • Сочетание деревянно-золотых дает склады с мягким знаком
  • Сочетание железно-деревянных дает склады с твердым знаком.
  1. По цвету написанной буквы:
  • Голубой цвет определяет гласные
  • Синий – согласные
  • Зеленым выведен твердый и мягкий знаки.
  1. Также кубики могут быть:
  • Одинарными или двойными
  • Разными по весу.

Как строится занятие по методике Зайцева

Методика позволяет обучать детей чтению во время игры. Одним из важных принципов этого обучения является то, что материал нужно давать сразу в полном объеме, а не маленькими блоками. Так как детям гораздо лучше ориентироваться и запоминать все вместе.

На занятиях следует постоянно переключать внимание детей от кубиков к таблицам, затем к подвижным играм с песенками, это поможет ребенку быстрее запоминать материал. Очень хорошо пропевать звуки голосом соответствующим звучанию кубика. Польза таких занятий состоит в том, что дети способны не просто запомнить написание буквы или склада, а прочувствовать склад на вес, на ощупь и на звук – это играет очень большую роль в эффективном обучении чтению по методике Зайцева.  Основные отличительные черты методики заключаются в следующем:

  • Обучение в ходе обычных и привычных для ребенка игр
  • Занятия проходят в свободной обстановке, методика позволяет сохранить здоровье ребенка, так как нет принудительного и обязательного сидения за партой.
  • Во время занятия задействуются все органы чувств и восприятия ребенка.
  • Занятия длится не более получаса, но важно, чтобы они были регулярными.
  • Таблицы и кубики используются, одновременно поддерживая принцип построения цепочки от общего к частному и наоборот.
  • Универсальность и доступность методик для всех возрастных категорий, в том числе и для взрослых.

Даже если ваш ребенок занимается в  школе развития по методике Зайцева, необходимо дома также обеспечить подходящую и комфортную среду для занятий. Обязательно наличие развешанных плакатов и кубиков. Не нужно целенаправленно заниматься и учить, просто играйте с ребенком, ведь именно на этом и построено обучение чтению по этой методике. Произносите слова и складывайте их из склады, пропевайте слова показывая их на плакатах. К данной методике прилагается достаточно много необходимого аудио материала. 

Преимущества и недостатки методики Зайцева

Как и у любой методики раннего развития при таком обучении чтению имеются как свои плюсы, так и минусы. К положительным моментам относится то, что ребенок научится читать очень быстро, дети 4-5 лет начинают читать уже на 5 пятом занятии. У ребенка сформируется правильная письменная речь, так как все склады составлены в соответствии с нормами русского языка. Способствует развитию моторики, восприятия, укрепляет глазные мышцы, так как ребенку необходимо постоянно переключать внимание от кубиков на таблицы. Так же несомненным плюсом является универсальность методики.

К минусом относятся следующие факты. В школе могут возникнуть трудности связанные с буквенным составом слова, так как цвета методики отличаются от общепринятых школьных. Также дети могут глотать окончание слов и не разбираются в составе слова. Также необходимо отметить, что данное пособие требует денежных затрат.

В целом занятия по методике Зайцева способны не только научить малышей читать, но и разовьют творческие способности, научат мыслить разносторонне и благотворно повлияют на умственное развитие в целом.

© mamac.ru 2012-2014. Все права на статью защищены.

 

Вы также можете ознакомиться с другими статьями на тему развитие ребенка:

Методика раннего музыкального разивтия Железновых  

Методика раннего развития Домана - Маниченко 

Методика Монтессори – «Помоги мне сделать это самому» 

Зачем детям игра? Роль сюжетно - ролевых игр в развитии и воспитании ребенка. 

Ваш ребенок: гениальный или «обычный»? 

Как развить познавательный интерес у ребенка? 

Как интерпретировать рисунок ребенка «Рисунок семьи» 

Administrator
Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
4Комментарии
Алена Орабей 00:14 26.05.2014

Надо сказать, что популярных методик обучения чтению у нас в принципе и нет. Есть теория и положительный опыт Эльконина, но он требует мощной педагогической подготовки. А неправильное обучение чтению в дошкольном возрасте приводит к искаженному восприятию фонетики родного языка, что очень и очень печально, влечет много ошибок.

Спасибо большое автору статьи за обзор. Кстати, на ютубе много роликов о данной методике и ее разработчике, приятнейшем человеке.

Вилена Фомина 18:57 09.06.2014

у меня сын играл с кубиками, а вот дочка почему-то не играет ими. может как-то можно проявить у нее интерес к игре с кубиками

Вилена, я брала картинку и по ней мы составляли слово, игрушка топала искать кубики, которые прятала Я в разных углах или местах, в игре всё интересно, если ребёнок тянется к игре с таким дидактическим материалом, воспитанник потом сам прятал и называл мне слоги, которые я должна была найти, мы придумали много вариантов и как стихи использовать и как загадки во время поисков, а также пантомимы даже показывали, чтобы найти или слово с этим сологом или сам слог, спрятанный в комнате ребёнка!

Ох кубики Зайцева! Разные по шуму, весу и наполнению их содержимого! Занималась с этими кубиками с воспитанником 2 года почти. Кубики может и хорошо воспринимаются ребёнком, если заниматься с ним интересно, но лучше в плохом настроении или если они наскучили ребёнку то лучше их убрать на время или не давать до лучших времён, а то дети могут начать кидаться ими. Больно, могу Вам сказать и обидно, если что-то у ребёнка с кубиками не получается. Самый лучший способ изучения-это игрушки сидят на кубиках, а под ней слово-название этой игрушки, можно пропевать слоги, если машинка по ним маленькая едет, там мы выучили с воспитанником различные слоги, обожали стоить башни из глухих и звонких, а потом из одних только звонких и глухих. Любили на плакате, обёрнутым скотчем на стене обводить маркером слоги с слова, соединять, составлять, а потом салфеткой или тряпочкой стирать. Всё испробовали с ними, чего душа желала. Но со своей доченькой я не захотела их использовать так как не всем они подходят и интересны, поэтому уважаю эту идею создания кубиков, но для нашей семьи она не подходит. а в работе использовала!


Обновлено: 00:33 02.07.2014 Светлана Кудымова
Прямой эфир

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя *
Email *

Сообщение

Введите код с картинки

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: