Белой вороне — не такому как все ребенку — нужна помощь 6 660

17.10.2014

Люди-изгои живут рядом с нами, внутри нас с самого детства. Острую проблему характеризуют разные психологические термины: белая ворона, паршивая овца, гадкий утенок. Каковы истоки этого явления? Это только начало перечня вопросов, которым посвящена статья.

Проблема непонятных детей — истинная или надуманная?

Люди должны гордиться тем, что они разные, — утверждает британский актер Дэниел Рэдклифф, известный многим зрителям по роли юного волшебника Гарри Поттера в одноименной англо-американской франшизе. Представители социальной психологии, наоборот, отмечают стремление человека быть похожими на членов своей группы.

Тема ощущений ребенка-изгоя хорошо разработана мастерами пера, кинематографистами. Многие знаменитые люди признаются: будучи детьми, подростками они не ладили со своим окружением. Аутсайдеры испытывают целую гамму противоречивых чувств. Отвергаемый ребенок презирает «любимчиков», но тянется к популярным детям, желает нравиться всем.

Социальные роли складываются рано. Изгой-дошкольник играет отдельно, его избегают другие дети. Насмешки, травля по отношению к так называемым «ботаникам» со стороны одноклассников становятся обычными явлениями в школе.

Как белая ворона-альбинос заметна в стае, так ребенок-изгой выделяется в детском коллективе.

Что делать взрослым: равнодушно взирать или принимать меры? Прежде нужно выяснить источник неприязни. Применяется с этой целью социометрия — метод, позволяющий отследить внутригрупповые эмоциональные связи. Исследование выясняет, кто из детей и, почему становится лидером или белой вороной.

Как получают результаты социометрии?

Методику своеобразного измерения межличностных отношений предложил Якоб Морено. Этот американский психолог справедливо полагал, что взаимоотношения определяют работоспособность отдельного человека, успех деятельности всей группы. Социометрия стала обычной практикой, применяется школьными педагогами.

Методика исследования предпочтений детей предусматривает письменный опрос. Каждый участник дает ответы, указывая фамилии одноклассников, которых он пригласил бы на свой день рождения (хотел бы участвовать вместе в театральной постановке, выполнять ответственное поручение учителя).

Социометрия позволяет выявить лидеров, аутсайдеров, определить круг симпатий и антипатий. Если речь идет о положении изгоев, то именно социометрические исследования позволяют работать с ними.

Лидерами чаще всего становятся активные и позитивные дети. Открытость для общения повышает эмоциональный статус, ценность ребенка среди одноклассников. Аутсайдеры представляют собой неоднородную группу:

1)         пренебрегаемые дети;

2)         изгои, попадающие в число нежелательных гостей или спутников;

3)         изолированные ребята, по отношению к которым отсутствуют положительные и негативные выборы.

Отвергаемый ребенок — что для него характерно?

Педагоги неоднократно замечают травлю ребенка-изгоя. Воспитатели, учителя иной раз бывают поражены несущественностью причин для преследования. Еще меньше понимают исходные позиции участников конфликта родители. «Чего им не хватает?» — недоуменно вопрошают они.

Роль жертвы уготована особому ребенку. Изгой — это:

•          обладатель заметного окружающим физического дефекта, такого как косоглазие, близорукость, хромота, шрам, заикание;

•          ребенок, страдающий от недержания мочи, избыточной потливости;

•          неопрятно одетый школьник;

•          двоечник, второгодник;

•          замкнутый, стеснительный, необщительный;

•          «тихоня, «слабак», «нытик», «грязнуля», «мямля», «любимчик», «ябеда» (со слов одноклассников белых ворон).

Наиболее характерная психологическая черта изгоя — неадекватная самооценка (заниженная или завышенная).

Наблюдательные педагоги, психологи возразят, мол, популярные дети тоже бывают слишком высокого мнения о себе. Ребенка-изгоя отличает защитная агрессия, направленная вовне. Другие психологические особенности белой вороны:

•          уверенность, что окружающие недооценивают его;

•          объяснение неудавшихся отношений со сверстниками внешними причинами;

•          отрицание собственной вины;

•          неприятие одноклассников, которые дразнят, обзывают;

•          постоянное упоминание о своей исключительности;

•          чувство одиночества.

Инициаторы травли — кто они?

Обязательно находятся ребята, которым не нравится кто-то из одноклассников. Начинается высмеивание, демонстративное исключение из круга общения, игр. Один из ведущих австрийских психологов XIX века Альфред Адлер первыми претендентами на роль обидчиков других людей считал тех, кто сам «обижен жизнью». Адлер наблюдал, как за комплексом превосходства очень часто прячется его противоположность — комплекс неполноценности.

Среди зачинщиков преследования ребенка-изгоя могут оказаться вполне благополучные дети. Часто младшее поколение моделирует позицию своих родителей, страдающих отсутствием толерантности, а также снобизмом и шовинизмом.

Стремление к самоутверждению за счет более уязвимого ребенка, желание выделиться за счет слабого — наиболее частая причина травли.

Возможные инициаторы преследования:

•          агрессивные личности, которым для самоутверждения нужны беззащитные жертвы;

•          лидеры класса;

•          эгоцентричные дети, лишенные сочувствия.     

Все ли участники травли одинаковы?

Спрятать очки ребенка со слабым зрением или швырнуть рюкзак бедно одетого школьника — таковы шалости одноклассников белых ворон. Нередко против изгоев используется физическое насилие или угрозы применить его. Появилось даже выражение «школьная дедовщина». Печально, что основная масса коллектива с удовольствием осуществляет травлю.

Встречаются занимающие нейтральную позицию одноклассники и те, кто становится на сторону жертвы. Первые осуждают агрессивные выходки, но боятся открыто высказываться по этому поводу. Вторые рискуют тоже стать непопулярными. Перечисленные явления заметны для окружающих, педагогам остается только вовремя пресечь их.

Детям недосуг подумать о последствиях своих выходок, они просто веселятся. Одни таким способом пытается заслужить расположение лидера, другие опасаются стать следующей жертвой.

Конформизм, отсутствие собственной позиции — основная психологическая особенность детей, преследующих жертву.

Обидные прозвища, ругательства, пренебрежительные отзывы — все это моральное насилие. Применяется шантаж, с его помощью преследователь добивается от жертвы беспрекословного выполнения своих требований. Часто звучат угрозы выдать какую-то тайну взрослым, перестать дружить, если не будут выполнены требования. Ребенок должен заявить преследователю: «Если собрался рассказать что-то взрослым обо мне — иди, расскажи». Такие слова охладят пыл шантажиста.

Как помочь "белой вороне"? (Советы педагогам и родителям)

Неблагополучие ребенка в общении со сверстниками оказывает влияние на все будущие отношения человека. Психологи отмечают, что до средних классов школы очень многое зависит от того, как относятся воспитатели и учителя.

Если ученик начальных классов не находит общий язык с одноклассниками, педагог способен переломить ситуацию. Для этого надо всего лишь показать значимость маленького члена школьной семьи, например, отметив его доброту, либо напомнить, как умело он поливает цветы.

Почему ребенок стал изгоем — ответ даст социометрия. Учитель по результатам исследования может привлечь школьного психолога, лидеров класса к улучшению атмосферы в детском коллективе.

Как помочь детям аутсайдерам:

•          С застенчивым ребенком может поработать школьный психолог, научить общаться.

•          Незаинтересованного учебой школьника надо привлечь к деятельности, которая даст ему ощущение успешности.

•          Если ребенка не любят из-за плохой речи, физического увечья, то полезно провести работу со всеми детьми, учить толерантности.

 

Порой, чтобы ребенок стал более популярным, учителю достаточно похвалить его перед всеми.

Когда ребенка дразнят, то он жалуется родителям. Они могут посоветовать способы реагирования на обзывание:

•          объяснить, что прозвище забавное, у каждого такое может быть, хотя не всем понравится;

•          эффективный метод — отговорки. На обидное словечко, например, «слабак», ответить: «Очень приятно, а меня зовут Олег»;

•          отплатить обидчику той же монетой, подмечая его слабые стороны;

•          сохранять спокойствие, не реагировать.

 

Семье надо настойчивее формировать у детей навыки жизни в коллективе.

Ребенок не заслуживает травли, морального и физического насилия. Немного изменим упомянутые выше слова актера Дэниела Рэдклиффа. Дети должны радоваться тому, что они разные, считать непохожесть на других своим достоинством. Это почти невозможно, если общество всеми способами поощряет стремление к признанию. Поэтому ребенка надо научить общаться с другими, быть приветливее и позитивнее.

Детский коллектив бывает дружелюбно настроен к увлеченным одноклассникам, тем, кто делает что-то лучше остальных ребят. Изгой почувствует себя комфортнее, станет своим, если избавится от застенчивости, продемонстрирует свои таланты, участвуя в общем проекте.

Бала поражена глубиной проработки вопроса на психологическую тему! Очень приятно работать с профессионалом в части теории и владения словом! Текст отлично читатется,л легко и увлекательно. Спасибо!

© mamac.ru 2012-2014. Все права на статью защищены.

Читайте также:

От соперничества к сотрудничеству, как растить детей дружными

Онанизм у детей. Норма или патология

Как помочь ребенку, если он вызвал чрезмерное положительное или отрицательное внимание педагога?

Как не дать ребенку запутаться в сетях Интернета 

Одинокие души 

Я не могу так больше….  

Сигаретное детство 

Охи, вздохи или первая любовь 

Осторожно: подросток!   

Автор иллюстрации Виктория Шувалова www.odnoklassniki.ru/group56855431610408

Administrator
Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
1Комментарии
Ксения Петрова 08:46 23.10.2014

Очень интересная статья. Проблема "белых ворон", к сожалению, актуальна всегда и не только в детских коллективах. У детей принято склоняться к большинству, даже если они чувствует, что это "большинство" не совсем право. Страх быть не таким, как все, заставляет ребенка участвовать в коллективной травле "белой вороны". Конечно, в теории проблема, ее причины, следствия и пути решения изложены грамотно и четко. Но на практике мы сталкиваемся с обратным. Школьные психологи проводят соцопросы, и на этом их работа заканчивается. Объявят о процентном соотношении различных групп и все. Учителям или воспитателям некогда проводить индивидуальные занятия с отдельным ребенком. Вот и растут особенные детки с многочисленными комплексами, стараясь противостоять этому злу самостоятельно.

Прямой эфир

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя *
Email *

Сообщение

Введите код с картинки

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: