Дети и улица (комментарий детского психолога о культах Марса и «умной» Эльзы) 6 478

22.11.2012

Для тех, кто застал «доперестроечные» времена в сознательном возрасте, очевиден контраст между картиной рядового городского двора тогда и теперь. Где шумные быстроногие ватаги детей, где явственное присутствие мира детства на улицах города? Ответ известен: дома, под присмотром бабушек, на продленке в школе, в секции или музыкальной школе.

Во дворах даже в выходные дни дети представлены как лейкоциты в анализе мочи здорового человека – единичными в поле зрения. А ведь наши городские дворы – это сплошь многоподъездные многоэтажки.

А теперь - по поводу культа Марса и "умной" Эльзы. Хочу сразу определиться: я сама женщина и с женщинами в хорошем смысле всегда солидарна. Но наш период истории ознаменовался стойким утверждением культа женщины, играющей судьбами мира и не имеющей на это особых оснований, кроме того, что растерявшиеся мужчины выпустили инициативу из своих рук. Результат "равенства", так сказать. А равны мы лишь тем, что одинаково нужны природе и истории в силу своих различных склонностей и способностей, дополняющих друг друга в совокупности. Древние это знали и равно исповедовали культы мужественного Марса, сметливого Меркурия, Венеры - воплощения любви и красоты, Гестии - богини домашнего очага. Не было споров, кто из них главнее. Конечно, громовержец. Сейчас же воцарилась "умная" Эльза. Напомню, что это героиня братьев Гримм, которая оплакала своего еще не родившегося ребенка, все заранее высчитала и сумела заставить плакать по этому поводу всю семью. Где в это время находилось мозговитое мужское начало семьи - неясно. Наверное, там же, где оно находится сейчас во многих семьях, где правят бал женские страхи, а мужская ответственность спит, как Илья Муромец, тридцать лет и три года, пока совсем худо не станет.

Почему такое вступление? Из жизни, конечно. В качестве детского психолога-психотерапевта приходится принимать родителей с их детьми. Запрос в основном стандартный, в двух вариантах – плохая адаптация в школе или садике (не умеет себя вести, слишком расторможен), уход на улицу подростков и их попадание в «дурную» компанию. Однотипность, шаблонность этих жалоб побуждает к одинаковым уточнениям, вопросам, адресованным к родителям. Здесь нужно развести проблему на 2 этапа: что происходит в детстве и что потом происходит с подростками.

Дети моих клиентов (обратившихся родителей) почти в ста процентах случаев практически не гуляют на улице, находятся под тем или иным присмотром. Их родители боятся дурной компании, наркоманов и прочих извергов, а также - бесполезной траты времени. По результатам обследования основная масса этих детей - гиперактивные, на фоне последствий перинатальной патологии нервной системы (как правило, негрубой, в виде минимальной мозговой дисфункции, дети с грубой органикой – достаточно большая редкость среди моих клиентов). Где они сбрасывают свой пар? А там, где они бывают больше всего – дома и в школе. Некоторые родители возлагают надежды на спортивные секции. Не понимая того, что там ребенок, во-первых, не бывает каждый день, во-вторых, активность детей там подчинена стандарту поведения, за рамки которого они выходить не должны. Так где же может осуществляться выход стихийной, накопленной в школе, на уроках, неизрасходованной энергии?

Есть и другая сторона вопроса. Где может строиться, расти и оформляться индивидуальность ребенка, если он бывает только в тех местах, где полно взрослых, хорошо знающих, как должны вести себя дети и чему им надо учиться. Еще 10-15 лет назад существовала детская дворовая субкультура, которая и помогала выстроиться индивидуальности ребенка в его равноправном общении со сверстниками, без постоянного надзора взрослых. Об этом есть отличная книга Марии Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». Она описывает значение для нормального роста и формирования личности детей таких мест, как подвалы, чердаки, свалки, такие занятия, как путешествия по городу с товарищами, в городском транспорте, пугание друг друга страшилками и т.д.

Те, кому за 30, могут вспомнить собственные впечатления детства подобного рода. Двор был полигоном, испытательной и экспериментальной площадкой роста детей.

Теперь обратимся ко второму этапу проблемы. Насколько мало детей дошкольного –среднего школьного возраста на улицах, настолько же много там подростков, избавиться от присутствия которых в подъездах жильцам домов не помогают даже домофоны. Происходит неизбежное – подросшие дети ломают все преграды и вырываются на улицу. И очень часто – дети не готовые к улице, не знающие ее языка, не умеющие ориентироваться среди «диких» детей. Наступает своеобразное опьянение свободой с частичной дезориентировкой, социальной дезадаптацией. Родители и учителя в ужасе – что произошло с хорошими детьми ?!

Т.е. мы имеем дело с выраженной дисгармонией двух этапов – детского и подросткового, при котором первый практически не готовит к неизбежному второму. Некоторые родители пытаются удержать своего подростка дома как можно дольше дома и в вольерах-секциях, некоторым из них это удается, но большинство терпит крах. Крайние варианты таких случаев демонстрирует случай с одной девочкой, имеющей очень строгих родителей. Пока она училась в школе, им удавалось удерживать ее дома. Но после школы она стала студенткой, и познакомилась с парнем. Родителям он не понравился, но девочке надоело подчиняться и она перешла к решительным действиям – ушла из дома к нему. Родители пытались «отвоевать» своего ребенка, но ребенка больше не было, а была молодая, неопытная, сорвавшаяся с цепи женщина, которая ударилась во «все тяжкие», лишь бы кончилось ее подчинение родителям.

У всех родителей, которые ко мне обращаются, очень высокий уровень социального страха по поводу того, что может случиться с ребенком в этом ужасном мире, если он отойдет от них и выглянет из-под материнской юбки. Существует и другой вид страха – что с ним будет, если он не будет учиться по «хорошей» программе. По-видимому, отстанет от других во всеобщей гонке за выживание? Если, конечно, именно так представить жизнь. А "хорошая" программа – это программа высокой скорости и интенсивности подачи учебного материала, с которой справляются отнюдь немногие дети.

Подвожу итоги. Дети входят в подростковый возраст в большинстве своем недостаточно готовыми ко вступлению во взрослую жизнь, плохо знакомые с реалиями уличной жизни, продолжающие нести по жизни родительский страх. Подростковая инициация часто носит деструктивный характер опьянения свобо дой.

Что делать?

10 лет назад. В нашем новом дворе все жильцы только что вселились и никто друга не знал. Дети вместе выросли во дворе, нередко собираясь компанией по 5, а то и 10 ребят и девчонок. Ходили всюду вместе, стайками, переходя из квартиры в квартиру. Это было не очень удобно родителям, но дети выросли и никто не попал в лапы кровожадного маньяка, потому что даже маньяк не дурак и предпочитает одиноких, отбившихся от стада особей. Не хочу идеализировать ситуацию и провозглашать какие-то окончательные истины, но дефицит нормальной дворовой активности сейчас порождает массу проблем социальной дезадаптации детей и подростков. Как решать эту проблему? Вопрос звучит еще раз. Могу ответить только так - посмотреть в лицо своим страхам по поводу нашей современной жизни, принять на себя ответственность за своевременную и качественную подготовку ребенка к выходу в большой мир, знакомиться со своими соседями по нашим "муравейникам" и совместно решать вопросы организации дворовой жизни наших детей. Потому что все равно они туда прорвутся, продерутся, окажутся.

Я – психолог, а не политик и не социальный работник, кроме того, ждать социальных преобразований можно очень долго, причем, неизвестно, какими именно они будут. У меня сложилось представление о том, что причина настоящей проблемы в том, что люди утратили доверие друг к другу, перестали сколько-нибудь по-хорошему кооперироваться в пределах дома, двора. И это не потому, что ТОСы не работают. Существуют и сейчас семьи, дети из которых гуляют во дворе, имеют уличных друзей. И когда мы перестанем ждать у моря погоды, возлагая все надежды на хороших учителей, хорошие школы и продленки, расстанемся со страхами и иллюзиями, тогда окажется, что наше время ничем не хуже какого-либо предыдущего и наше место именно здесь, иначе бы мы были где-нибудь в другом.

Рекомндуем вам ознакомитсяс другими статьями:

«Или ты тревогу, или она тебя!» О материнской тревожности.

Охи, вздохи или первая любовь

Осторожно: подросток!

 

© Елена Прудиус http://eprudius.narod.ru/dety_ulica.htm
Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
Комментарии
Нет комментариев
Прямой эфир

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя *
Email *

Сообщение

Введите код с картинки

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: