От чего зависит развитие ребенка 7 440

20.11.2012

      Целенаправленно заниматься развитием ребенка или обеспечить ему «спокойное детство» - такой вопрос часто стоит перед родителями. Мы слышим такие фразы: «Зачем ребенка лишать детства? Рано или поздно ребенок научится сам кушать, одеваться, читать и писать…» или «С ребенком необходимо заниматься с раннего детства, как можно раньше надо посещать все возможные кружки, группы развития, спортивные секции» ... Безусловно, на развитие ребенка оказывает влияние ряд факторов. Мы последовательно их рассмотрим, прежде чем ответить на вопрос, который стоит перед нами.

           Итак, первый фактор-это физиологическое созревание, задатки ребенка, то есть врожденные дарования,  то, с чем ребенок пришел в этот мир. Хотим обратить ваше внимание, что в физиологии  нельзя забежать вперед.  Конечно, есть такое понятие, как «зона ближайшего развития» (Понятие, введенное Л.С. Выготским), но это не значит, что можно существенно ускорить процесс. Нельзя 6-месячного малыша научить читать и писать. Нельзя годовалому ребенку давать в пищу сосиски или другую «взрослую пищу», потому как у него еще не созрела ферментативная система. Таким образом, необходимо учитывать возрастные особенного ребенка и знать  сенситивные или «благоприятные» периоды в его развитии.

    Второй фактор, который необходимо учитывать – это стихийное научение. Научение в результате подражания, запечатления форм и способов поведения. Так малыш осваивает ходьбу, умение говорить на языке их родителей, перенимает манеру поведения родителей, в том числе - мимику, жесты. Усваивает традиции и культуру семьи. В стихийном научении важна система подкрепления.  Например, мама и папа числят зубы утром и вечером и малыш, подражая им, проявляет интерес к зубной щетке и процессу чистки зубов. В этот период родителям важно поддержать интерес ребенка, купить щетку и зубную пасту по возрасту и хвалить ребенка, радоваться его маленьким достижениям! Важно не упустить момент интереса ребенка к тому или иному процессу из жизни взрослых. Если начать ребенка приучать к чистке зубов с появлением первого зуба и постоянно поддерживать этот ежедневный ритуал, то  уже скоро малыш сможет сам без труда  чистить  свои зубки, причем,  делать это утром и вечером  с обычным желанием. Если же начать чистить зубы в более позднем возрасте, то тогда можно столкнуться с нежеланием и сопротивлением ребенка к данному процессу. Тот же механизм срабатывает в отношении приучения ребенка к самостоятельной еде. Если ориентировочно, в 8 месячном возрасте упустить момент научения самостоятельному приему пищи, то, скорее всего, вам и в 3 года придется кормить ребенка с ложки, потому, как ребенок уже привык, что его кормить мама. То есть запечатляется и то, к чему ребенок привыкает. Здесь играют роль традиции семьи, культура общения, питании, времяпровождения.  Родителям следует вводить правила в поведение и жизнь ребенка своевременно, учитывая возрастные особенности малыша и улавливая проявления «первого» интереса ребенка к тому или иному действию с поддержанием этого интереса во времени. Но, хочу обратить ваше внимание, что любое научение должно вызывать у ребенка положительные эмоции. Когда ребенок учиться самостоятельно есть, он неумело использует ложку, еда разлетается по всей комнате, сам малыш пачкается с головы до ног… Маму и других домочадцев понять можно, когда они начинают возмущаться по поводу «грязи» после такого приема пищи. НО, ребенок ни в коем случае не должен получать от мамы и других близких ему людей, отрицательной оценки его научению.  Нельзя критиковать ребенка, по типу «держи ложку ровно, грязнуля», или «Ну вот опять весь испачкался, какой ужас», «Посмотри какой ты грязный,  давай я тебя срочно вытру»…все эти реплики только сформируют отрицательную реакцию к данному процессу и «отодвинут» самостоятельный прием пищи значительно во времени.  В научении важна последовательность и систематичность! Если уж решили приучать ребенка к самостоятельному приему пищу, то не следует самим кормить его с ложки, потому, как такое чередование  не приведет к должному «закреплению» в научении.

     Мы уже подошли к анализу 3 фактора, влияющего на развитие ребенка – это целенаправленное воспитание и обучение. Как говорила бабушка Удава в мультфильме «38 попугаев»: «Сейчас  я буду заниматься вашим ВосПитанием», на что Слоненок ей ответил, что с питанием у них все отлично! Так давайте же разберемся, что же это такое. В том или ином обществе есть «нормы воспитания», то есть определенные уровни, которым должен соответствовать ребенок в определенном возрасте. Все эти нормы и уровни условны и могут меняться в отношении социальных слоев и в процессе исторических эпох. Целенаправленное же воспитание как раз и направлено на «поднятие» ребенка до установленной социумом планки «норма». Здесь мы как раз и подобрались к сути нашего главного вопроса:  заниматься ли развитием ребенка целенаправленно или пустить этот процесс на самотек, мол, всему научится в свое время.  Л.С. Выгодский ввел понятие «Опережающее обучение», то есть, «обучение, которое ведет за собой развитие».  Конечно, ребенок в любом случае усвоит человеческие умения и навыки, такие как ходьбу, речь, элементарное бытовое обслуживание себя, потому как есть «стихийное научение», о чем мы с вами говорили выше. Но, в таком случае,  он будет отставать от своих сверстников, с которыми занимаются. Но, что же касается умения читать, писать, абстрактно и логически мыслить и других умений, которые не могут выступать в качестве просто доступных образцов для подражания, ребенок не сможет освоить вообще.  Суть же опережающего, развивающего обучения в том, что оно стимулирует «ведет за собой» развитие, совершенствует врожденные данные ребенка.

     Таким образом, если мы не будем целенаправленно заниматься развитием ребенка, то все чему он сможет научится, это элементарные умения и навыки в результате стихийного научения, подражая взрослым. Но даже стихийное обучение и подражание должны происходить, так сказать, под контролем взрослого.  Поэтому, конечно же,  важно последовательно и систематично заниматься с  детьми.  При этом, необходимо помнить о психофизиологических возможностях ребенка, что он просто напросто не сможет усвоить то, к чему он еще «не созрел».  Как отметил,  Л.С. Выготский: «Oбучать ребёнка возможно тoлько тому, чему он споcобен обучаться… Обучать ребёнка тому, чему oн не способен обучаться, так же бесплoдно, как обучать его тому, что oн умеет уже самостpятельно делать».

Специально для mamac.ru Елена Журок, психолог
Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
Комментарии
Нет комментариев
Прямой эфир

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя *
Email *

Сообщение

Введите код с картинки

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: