Тревожные проявления у детей: от ковыряния в носу до головной боли 6 3473

05.02.2013

Если ваш ребёнок начал сосать палец, грызть ногти или колпачки от ручек, то, возможно, у него:

слабая или «уставшая» иммунная система,

дисбактериоз,

авитаминоз, или

общая интеллектуальная, эмоциональная и физическая усталость.

А вы наблюдаете компенсаторный механизм нервной системы, возникший после длительного или кратковременного, но очень интенсивного стресса.

В условиях такой физиологической усталости нервная система ребёнка может не справиться с нагрузкой, и внутри рождается тревога, т.е. состояние, в котором неприятности ожидаются как неизменная и обязательная часть окружающего мира. Компенсаторные механизмы призваны снизить внутреннее напряжение, поэтому ребёнок не может ни контролировать, ни регулировать, ни осознавать их.

Иногда, эти компенсаторные механизмы называют невротичными проявлениями, или тревожными состояниями. Но это всего лишь симптомы, которые имеют разные причины (страх и/или стресс) и могут быть свидетелями тревожности или невроза.

Для каждого возраста характерны свои компенсации.

Для дошкольников это:

  • Сосание пальца/пальцев, в некоторых случаях даже сосание соски,
  • Грызение ногтей и кутикул,
  • Частое глотание и/или шмыганье носом,
  • Облизывание нижней и/или верхней губы, после чего вокруг губ образуются красноватые обветренные участки кожи (на вид губы словно увеличились в размерах),
  • Мастурбация,
  • Ковыряние в носу и т.д.

А частое болтание ногами за столом для дошколят, которое так беспокоит их родителей, – это нормальное явление, и обусловлено возрастом и состоянием «вечного двигателя».

Для детей школьного возраста это:

  • Качание ногой или болтание ногами,
  • Наматывание локона на палец,
  • Грызение ногтей, ручек, карандашей и т.д.,
  • Поглаживания и/или почёсывания себя,
  • Ковыряние в носу,
  • Облизывание нижней и/или верхней губы и другие часто повторяющиеся неестественные манипуляции с предметами или частями тела.

Прочитав список, компенсаторных механизмов, сразу встаёт вопрос «И что с этим делать?». Ведь ребёнок с такими компенсациями явно отличается от своих сверстников. Ответ как всегда прост: с компенсаторными механизмами не нужно делать ничего. Это очень затратное в плане нервов и бессмысленное в отношении результатов занятие. Компенсация нервной системы – это неосознанный и неконтролируемый процесс, и исчезнет он так же, как начался, при условии, что будет устранена причина.

 
 

Итак, по порядку. Как и говорилось выше, причиной компенсации может быть стресс или страх. Давайте вместе вспомним источники стрессов и страхов у детей:

  • Отношения с родителями,
  • Общая атмосфера в доме,
  • Условия в саду или школе,
  • Успеваемость,
  • Отношения со сверстниками и другими взрослыми вне семьи.

Как видите, круг поиска достаточно широк. Но при достаточном наблюдении за ребёнком можно найти источник тревог.

Далее следует определить, насколько далеко зашла проблема, т.е. выяснить по симптомам, страдает ли ребёнок каким-нибудь неврозом или тревожностью. Про неврозы есть масса литературы и объём информации огромен. Но чтобы облегчить задачу, перечислю признаки тревожного состояния у детей:

  • Низкая самооценка,
  • Беспричинное и постоянное беспокойство по пустякам,
  • Склонность к пессимизму,
  • Повышенная плаксивость и обидчивость,
  • Сильные мышечные зажимы и/или напряжение,
  • Мнительность,
  • Раздражительность,
  • Чуткий и беспокойный сон,
  • Рассеянное внимание, низкая концентрация внимания (ребёнок регулярно входит в состояние «прострации»),
  • Соматические проблемы:  головокружения и головные боли, возможна рвота, боли в желудке при нормальном питании, затрудненное поверхностное дыхание.

Если вы выяснили, что у вашего ребёнка проявляется большинство перечисленных признаков тревожности, не спешите пугаться и действовать. Существует так называемая «ситуативная тревожность». Она проявляется практически у каждого первого ребёнка в конце учебных периодов, т.е. перед контрольными и самостоятельными работами, в период экзаменов. А вот для дошкольников эта тревожность будет связана либо с местами, либо с людьми: сад, игровые площадки, «гости», родители, родственники, няни, воспитатели и т.д.

В некоторых случаях тревожность закрепляется как свойство характера. Если вы наблюдаете у своего чада компенсаторный механизм и хотя бы 50% признаков тревожности в течение 4-5-ти месяцев, то есть опасность укоренения тревожности.

Что делать в такой ситуации?

Во-первых, постараться осознать, что в погоне за интеллектуальным развитием ребёнка, теряется основная идея заботы о нём – его здоровье и благополучие. Попробуйте оценить труды и терпение ребёнка, который может заниматься каким-то делом, ходить куда-то, или общаться с кем-то только ради хороших отношений с папой и мамой.

Во-вторых, постараться по-максимуму изменить образ жизни ребёнка, где источники стресса будут не значительными.

В-третьих, необходимо обратить внимание на режим дня ребёнка. Самым главным здесь является физиологические потребности: полноценные сон, еда и прогулки на воздухе не меньше 1 часа в день.

И последнее, если вы понимаете, что не справляетесь сами (а в случае с неврозом, обязательно), обратитесь к специалисту. Иногда, нам родителям, нужна помощь не меньше, чем нашим детям…

Благодарю за внимание. На сегодня у меня всё!

Здоровья Вам и Вашим детям!

2013г.

 

Анфиса Калистратова, детский и подростковый психолог, гештальт-терапевт на МС публикует страницы своей книги о том, Как воспитать Настоящего Человека

 

© mamac.ru 2012-2014. Все права на статью защищены.

С этим читают также:

Онанизм у детей. Норма или патология 

Детские страхи! Страх потерять маму или зависимое поведение у детей

«Или ты тревогу, или она тебя!» О материнской тревожности.

Подарите ребенку крылья. Руководство по формированию успешности. 

Главное средство от капризов или еще раз про кнут и пряник. Тест: какой я родитель.  

Источник изображения «Фотобанк Лори» “http://lori.ru/”

Специально для mamac.ru Анфиса Калистратова, детский и подростковый психолог, гештальт-терапевт
Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
2Комментарии
Ольга Петринич18:09 05.06.2013

Наблюдала весь год страшную картину. Большая половина учеников 8-9 лет сосут пальцы, ковыряются в носу и грызут ногти во время урока. Невозможно преподавать!!! Такого ужаса за свою практику не помню.

К сожалению, такое имеет место. Сейчас у детей огромная интеллектуальная и эмоциональная нагрузка. Многие душевные проблемы не решаются сразу, а складываются в "ящичек", который потом увеличивает тревогу или нарушает чувство безопасности. А сосание пальцев, ковыряния и т.д. - это неконтролируемые физиологические способы успокоить организм и психику.

Прямой эфир

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя *
Email *

Сообщение

Введите код с картинки

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: