Навыки ползания, сидения и хождения у ребенка
4
2566

Формирование основных навыков ребенка в виде ползания, сидения и самостоятельного хождения – ключевые моменты в его развитии на первом году жизни. По освоению этих навыков и срокам выполнения можно во многом сделать выводы о темпах физического и нервно-психического развития крохи.
Зачастую родители пытаются торопить малыша, искусственно подталкивая его к освоению навыков в тот момент, когда дети еще физически к этому не готовы. Но родители переживают о том, что время поджимает, а ребенок все еще не ползет, не сидит ровно и не делает первых шагов – значит, нужно его этому активно учить. Далеко не всегда такое усердие оборачивается пользой!
Стоит помнить – темпы развития детей индивидуальны, нормы в месяцах – это усредненные данные для среднестатистического малыша. Навыки будут формироваться по мере готовности скелета и мышечного каркаса, а также нервной системы, и могут запаздывать на один-два месяца (или быть чуть ранее положенного). Поэтому, основной ошибкой родителей будет подгонять ребенка под усредненные нормы. Дети индивидуальны, и программа у них своя – много зависит от срока рождения, исходного здоровья и даже телосложения. Поэтому, в освоении навыков ползания, сидения и хождения нужно ориентироваться больше на крайние нормы, выход за границы которых будет означать тревогу и необходимость консультации со специалистом.
Почему нельзя торопить ребенка в освоении навыков ползания, сидения и хождения?
Дети начинают ползать в сроки примерно 5-9 месяцев, садятся в сроки 7-9 месяцев, а ходить начинают в сроки 11-15 месяцев. но многие родители упорно присаживают детей с 4 месяцев, сажают их в кресла или прыгунки с полугода, и ставят в ходунки. Делать этого категорически не стоит, если вам дорого здоровье малышей!
Дети рождаются с незрелой нервной системой, а также неокрепшими мышцами и скелетом. Постепенно, по мере формирования связей в коре головного мозга и укрепления мышц, нормализации мышечного тонуса и повышении прочности скелета, они начинают освоение навыков. Это происходит поэтапно, формируются шейный, затем грудной и потом – поясничный изгибы позвоночника. Согласно этому ребенок сначала – держит голову, затем начинает ползти (укрепляет спину и пресс), затем садится, и потом уже встает.
При насильном присаживании при неготовности мышц формируется сутулость и искривление позвоночника в грудном отделе, при форсированном хождении (за руки или в ходунках) – хождение на цыпочках, проблемы с ногами, поясницей и тазовыми органами.
Поэтому, важно именно помогать ребенку в освоении навыков – стимулируя его интерес, проводить гимнастику и массаж для укрепления мышц, но нельзя делать за ребенка то, что пока ему недоступно.
Отдельно стоит сказать о таких приспособлениях как кресла, прыгунки и ходунки. Эти приспособления облегчают жизнь родителей, занимая ребенка и фиксируя его, но не помогают в развитии самого малыша. Присаживание ребенка в мягкие кресла при неготовности спины, дает избыточную нагрузку за счет давления тяжелой головы на неокрепший шейный и грудной отделы позвоночника. Ребенок сидит в этом кресле с горбатой спиной, что в дальнейшем может давать ранний остеохондроз и проблемы осанки. Не стоит присаживать ребенка в подушки, если он сам заваливается набок, дайте ребенку возможности самостоятельно сесть, придерживая баланс тела руками, а не приспособлениями.
Ходунки формируют у ребенка ощущение ложного равновесия, в них ребенок учится держать баланс не таким образом, как ему необходимо для самостоятельного хождения. Зачастую дети просто провисают в них, и при усталости не могут опуститься на пол, чтобы ползти и отдыхать. В ходунках дети учатся хождению не полной стопой, а носочками, что в дальнейшем только тормозит навыки самостоятельного хождения. Кроме того, прыгунки и ходунки крайне травмоопасны, дети в них падают и получают опасные повреждения.
Признаки, что скоро ребенок начнет ползать, садиться или пойдет
Если ребенок уверенно и быстро переворачивается со спины на живот, и в обратном направлении, он уже умеет держать равновесие, то скоро он будет осваивать навыки ползания и сидения. Первые попытки дети делают в возрасте 6-7 месяцев. Постепенно малыш поднимается на ручках, упираясь в поверхность и присаживается на бок на попку.
Малыш будет готов к ползанию, если он:
- может сидеть на боку, опираясь одной рукой и второй подтягиваясь за игрушками. При этом ребенок держит равновесие и не заваливается на бок или назад.
- также ребенок начинает вставать на четвереньки, наклоняясь вперед и вытягивая ручку, стареется ею хватать игрушки.
- скорое ползание будет демонстрировать и раскачивание на четвереньках вперед и назад с прямой спинкой, пятясь назад, так как навык в переставлении ручек пока сложен.
- при лежании на животе малыш пытается сгибать ноги самостоятельно, при этом пытаясь отталкиваться от пола. Это говорит о правильном развитии навыков и способности к правильному переносу своего веса, укреплению мышц плечевого пояса, боков и спины.
Малыш будет готов к вставанию и хождению, когда он длительно сидит с игрушками, активно ползает, подползая к предметам, и вставая, держась за опору. Это происходит примерно к 10-15 месяцам.
В этот период важно не форсировать события, насильно сажая и ставя ребенка на ноги, но нужно активно стимулировать его желание садиться, ползти и потом ходить. При обучении ползанию ставьте перед малышом яркие предметы и игрушки, до которых нужно дотянуться ручками совсем немного и подбадривайте, чтоб малыш пытался подтянуться, оттолкнувшись ножками. Постепенно двигайте предметы все дальше и дальше, это подстегнет желание доползти до них. Одобряйте малыша, хвалите, ползайте вместе с ним.
При попытках вставания и переступания вдоль мебели, когда ножки крохи окрепнут, стимулируйте его первые шаги таким же образом подзывайте кроху к себе, страхуя его движения, чтоб ребенок сделал первый шажок без опоры. Тяните к нему руки, чтоб до вас оставалось буквально один-два шага, и, сделав их, малыш достанет до вас, и вы его поддержите и похвалите. Можно водить детей за ручки, поддерживая, но, не вытянув руки малыша вверх, а присаживаясь до его уровня, и держа свои руки параллельно рукам крохи.
© mamac.ru 2012-2015. Все права на статью и иллюстрацию защищены
Чиайте также:
Питание детей первого года жизни: как кормить смесью, правила введения прикорма
Делаем массаж младенцам по правилам
Первые зубки: долгожданные и …особые. Как сохранить здоровье молочных зубов?
Переход на искусственное вскармливание: все сделать правильно
Введение прикорма при грудном и искусственном вскармливании
Я вот дочку особо и не учила сидеть, ползать и ходить. Она сама села, а вот ползать научилась позно, сначала пошла, а потом уж стала ползать.