А так ли нужны развивающие центры для ребенка? 8 3878

22.11.2012

     Есть история о двух монахах, которые решили вырастить по деревцу. Они посадили семечки, ухаживали, дождались всходов. Один монах продолжал ухаживать за ростком, как обычно, а второй не только ухаживал, но и подтягивал росток руками, чтобы росло быстрее. Думаю, чем закончился эксперимент, все догадались. Нечто подобное сейчас происходит и с желанием родителей заниматься ранним развитием своего ребенка. Для начала определимся, что понимается под этим словосочетанием.

Обычно в это словосочетание вкладывают идею о том, что ребенка нужно развивать, чем раньше, тем лучше. Что мозг ребенка нужно максимально стимулировать, а память максимально «забить» информацией.

Все это надо успеть сделать до школы, а еще лучше до 3 лет, иначе будет поздно, и наверстать что-то будет сложнее или невозможно. Тем более, завораживают обещания различных методик сделать ребенка гением. Но лично у меня от фразы: "Читать раньше, чем ходить" становится не по себе. Я все же за гармоничность и последовательность развития. Если человечество, столько, сколько оно себя помнит, сначала начинало ходить, а уж потом читать, то, видимо, в этом была своя логика. И, в самом деле, все чаще и больше появляется материала о том, как применение несвоевременных занятий может неоднозначно сказаться на развитии ребенка. Все чаще это отрицательные примеры. Примеры самые разнообразные, начиная с того, что ребенок просто  перевозбуждается от обилия информации, и, заканчивая тем, что нарушается нормальный ход развития ребенка в целом. Например, ребенок научился "читать" (а я бы сказала, что угадывать и узнавать слова), а развитие речи задерживается. Конечно, не все родители сильны в познаниях анатомии и  психофизиологии, чтобы знать, когда и как нужно развивать ребенка, чтобы не навредить ему. Но для этого достаточно сделать шаг "вперед в прошлое".

Человечество в очередной раз убедилось, что опыт прошлых поколений, не только в уходе, но и в развитии и воспитании, был верным и не имел столько побочных эффектов, как нынешние идеи. Вспомните, в чем заключалось раньше развитие ребенка. Присутствие ребенка во всех делах матери. Не мир вокруг ребенка, а ребенок в мире. Ребенок являлся простым наблюдателем предметов, действий, событий, традиций. Просто нося ребенка с собой, можно уже развивать его. Благодаря этому можно сэкономить на мобиле и развивающем коврике. Они нужны, если ребенок все время в кровати или манеже. Ребенок, находясь на матери, развивается не только интеллектуально, но и физически. У него развивается вестибулярный аппарат, крепнет мускулатура, в позе лягушки идет хорошая растяжка. Прекрасный вариант сэкономить на ходунках, которые, кстати, тоже имеют неоднозначную репутацию. Далее, потешки, пестушки, пальчиковые игры (ладушки), слушание сказок. Тренируется память, внимание, усидчивость. Кстати, раньше сказки воспринимались исключительно на слух, никаких картинок и уж тем более мультиков. Ребенку важно научиться понимать и воспринимать речь на слух, раньше, чем он начнет учить, что звук может иметь символ.  Не потому ли у многих детей сейчас проблема просто слушать речь без использования визуальных "костылей" в виде картинок, анимации и прочего? Конечно, картинки и мультики могут быть, но после того как ребенок научится понимать и концентрировать внимание исключительно на речи.

Для полноценного развития мышления важно хорошее развитие воображения. А развитие воображения происходит именно в игре, а не в обучающей игровой ситуации. Что лучше? Или ребенок выучит предложенную манипуляцию с предметами или же будет уметь нестандартно решать поставленные задачи? Если хочется последнего, то важно давать ребенку играть природными материалами и замещающими объектами. Ребенок дойдет до этого сам, схватив веник или пластиковый контейнер, ваша задача просто не отбирать. Важно, чтобы у ребенка было время играть и придумывать себе занятие.

В раннем детстве важно также развивать эмоциональную сферу ребенка. Учите его обозначать и проговаривать чувства, эмоции. Замечать, как реагируют другие. Опять же читать, рассказывать истории, самим восхищаться природой, музыкой.

И самое главное: формирование моральных качеств. Про это вообще, кажется, все забыли. Но что проку от семи пядей во лбу при скверном характере? Поэтому хорошая воскресная школа, лично для меня, важнее самого крутого центра развития. Кстати, такие школы часто бесплатны, в отличие от центров, а вклад от них неоценимо больше.

Чтобы ребенок был готов к школе, у него должна быть хорошо развита речь, он должен уметь пересказывать текст или сказанное, анализировать ситуации (например, на картинке), иметь хорошую память, устойчивое произвольное внимание, силу воли (самостоятельно настраиваться на работу, концентрироваться на ней, даже если не все понятно или скучно). Уметь сравнивать, классифицировать, находить отличия. Уметь выполнять поручения, копировать рисунки, а следовательно уметь держать ручку, рисовать фигуры. Иметь хороший познавательный интерес. Он может чего-то не знать, но уметь искать информацию, рассуждать, любить читать и узнавать новое. При нормальном развитии ребенка всего этого можно достичь такими обыкновенными играми как мозаики, лото, конструктор, рисование, лепка, "диктант по клеточкам". И, конечно, чтение, ответы взрослых на бесконечные "Почему?", стремление заинтересовать ребенка окружающим миром, показать, как он интересен. На самом деле, ничего сложного.

Может, я кого-то утешу, может, наоборот, расстрою, но я говорю совершенно серьезно: все методики раннего развития однобоки и нуждаются в других дополнительных занятиях. Более того, вы ничего не потеряете, если не воспользуетесь вообще ни одной из известных методик. Идти ли в центр развития? Если сильно засиделись дома и очень хочется в коллектив, то сходите. Но настройтесь тогда на процесс общения и нахождения в группе, а не на достижение результата. Ищите центры более творческие, музыкальные, танцевальные, центры народного творчества.

 

С этим читают также:

Как объяснить ребенку, что нельзя? Воспитание детей раннего возраста

Плачущий и злой хвостик - это Ваш малыш? (про агрессивное поведение малышей от 2 до 3-3,5 лет)

Как ребенку ответить на вопрос "откуда берутся дети?"

Белый качественный каталог

Специально для mamac.ru Мухина Наталья, психолог
Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
2Комментарии
Ольга Петринич01:51 28.11.2012

Не соглашусь с автором статьи. Обойтись без посещения развивающего центра можно. Но, если есть возможность, если ребенок с легкостью и радостью может заниматься в группе, в обязательном порядке стоит посещать центры развития. Ваш малыш будет получать не только знания, умения, но и будет получать радость от общения со сверстниками. Будет получать радость от возможности проявить себя, свои способности и поделиться своими успехами с другими малышами! Это очень важный аспект. Дети должны учиться общаться, слышать и воспринимать информацию, воспроизводить информацию посредством умений. Конечно же, процесс обучения должен начинаться только тогда, когда Ваш ребенок готов к этому процессу, в определенном возрасте, свойственном только Вашему умняшке. Индивидуальный подход при определении стоит ли посещать центр развития, какой центр развития, очень важен. Только родители хорошо знают своего малыша. Но не всегда правильно оценивают возможности своего ребенка. Дайте шанс Вашему умняшке попробовать свои силы, заявить о себе, познакомиться с новыми знаниями, с детками и научиться познавать новое сообща!

Наталья Мухина14:18 01.02.2013

"Если сильно засиделись дома и очень хочется в коллектив, то сходите. Но настройтесь тогда на процесс общения и нахождения в группе, а не на достижение результата. Ищите центры более творческие, музыкальные, танцевальные, центры народного творчества".

Я другого и не утверждала :). Просто мне странно когда родители считают, что детсад и центры развития единственный свет в окошке. На самом деле далеко не так. И многое надо учесть прежде чем идти по проторенной дорожке. Не панацея это. Ну не панацея. Есть множество способов расширить круг общения и социализации ребенка, но это уже отдельная тема.

Прямой эфир

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя *
Email *

Сообщение

Введите код с картинки

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: