Ролевая игра — ведущая деятельность в возрасте от 3 до 5 лет 5 1904

05.10.2014

Центральная роль в развитии интересов ребенка отводится взрослому, от него зависит то, как будет проходить социализация маленького человека, становление его личности, поведенческих особенностей.

Малыш до 2,5 лет и чуть старше поглощен манипуляциями с предметами и образно-ролевыми играми. Четырехлетний крепыш активно включается в совместную деятельность, предпочитает сюжетно-ролевые игры.

Трансформации ролевых игр

Для раннего детства характерно преобладание предметных манипуляций. Младших дошкольников привлекают новые действия, они как губка впитывают разнообразные эмоции. Ребенок осознает, что действует сам и соотносит это с тем, что наблюдает вокруг. Он словно начинает в 3–5 лет «примерять» роль взрослого.

Дошкольный период благоприятен для постепенного овладения следующими разновидностями игровой деятельности:

  • предметно-манипулятивной (ведущий вид для малыша 1–3 лет);
  • ролевой (ведущий вид для ребенка 3–7 лет)
  • подвижной;
  • дидактической;
  • по правилам;
  • конструктивной, строительной.

Ребенок создает образ того, что поражает его впечатлительную натуру, — от необычного животного до мощной техники. Трехлетний малыш баюкает куклу, возит грузовик с плюшевыми зверями, поит воображаемых гостей чаем. Это первые образно-ролевые игры, отражающие яркие эмоциональные переживания раннего детства.

Подрастая, дошкольник внимательнее относится к тому, что делают родственники и представители разных профессий, воспроизводит действия матери, отца, доктора, водителя. Предпосылки для сюжетно-ролевых игр появляются на третьем–четвертом годах жизни, когда начинается совместная деятельность.

Именно ролевые игры позволяют ребенку лучше осознавать свои желания, действия и устремления других людей.

Современные дети, излишне опекаемые, а также «заброшенные» родителями, играют мало или не умеют играть совсем. Взрослым надо найти разумный компромисс между желанием помочь ребенку и требованием проявлять больше самостоятельности. Другими словами, дошкольника следует учить играть, совместно с ним «творить, выдумывать, пробовать»

 

Ролевые игры детей 3–5 лет (чему уделить внимание)

Маленький человек еще не способен реально взаимодействовать с окружающим миром. Ребенок воспроизводит наблюдаемые ситуации из жизни, подражает действиям взрослого, подобным способом осуществляя свои желания. Так психологи объясняют, почему для младших дошкольников ролевая игра — преобладающий вид деятельности.

Достаточно ли только одного желания ребенка подражать старшим, чтобы возникла ролевая игра? Нет, явление намного сложнее, «полнокровнее». Есть несколько узловых моментов, которым взрослые должны уделить особое внимание.

Общие черты ролевых игр, существующие на протяжении всего дошкольного детства:

  • сюжеты черпаются из реальной жизни;
  • действие происходит «понарошку»;
  • ребенок изображает персонажей, созданных его воображением;
  • одни предметы дошкольник с успехом заменяет другими;
  • содержание, темы ролевых игр меняются с приобретением ребенком опыта, новых знаний, изменением действительности.

Многообразие ролевых игр заключается в тематике (семейная, профессиональная, сказочная). Ребенок должен выбрать героя, придерживаться в своих действиях определенных правил. Участвовать могут дети и взрослые, но порой возникает необходимость заменить партнеров игрушками (нестабильная ситуация в стране, болезнь малыша, плохая погода на улице). Конечно, без товарищей труднее организовать любимые детьми ролевые игры («дочки–матери», «водитель автобуса», «больница», «салон красоты»).

Совместная деятельность побуждает ребенка отстаивать свое мнение, учитывать действия другого человека, обсуждать, затем реализовывать игровые проекты.

Что еще важно помнить взрослым (родителям, педагогам):

  1. Ролевые игры способствуют умственному развитию маленького человека, формированию образного мышления.
  2. Соревновательный принцип помогает дошкольнику сдерживать импульсивные движения.
  3. Понятные игровые условия позволяют ребенку лучше сосредоточиться, больше запоминать, чем это произошло бы по прямому указанию взрослого.
  4. Получает дальнейшее развитие продуктивная деятельность, например, лепка, конструирование, рисование (дошкольник лепит из пластилина животных, а затем играет в зоопарк, на автомобиле из конструктора катает кукол).
  5. Результаты продуктивной деятельности только к старшему дошкольному возрасту отделяется от ролевой игры, приобретая для ребенка самостоятельное значение.

 

Настольно-словесные и компьютерные ролевые игры

Есть менее динамичная деятельность, которая может оказаться эффективной для развития памяти, мышления, воображения ребенка. Это компьютерные и настольные ролевые игры. Из вторых представляют большой интерес заочные путешествия: в сказку, волшебный лес, другую страну. Простейший вклад взрослого — подготовка заданий, карточек и картинок.

Специально изданные книги предлагают юным искателям сокровищ отправиться на воображаемые поиски зарытого пиратами клада, а юным ныряльщикам — оказать помощь рыбке, которая прячется среди кораллов. Подобные задания порой оказываются интересными не только для ребенка 3–5 лет, но и для школьника, взрослого.

Книги-игрушки выручают, когда ребенка надо чем-то занять, а свободного времени у родителей нет.

Жанр компьютерных развлечений заметно «перерос» свои истоки — традиционные настольные ролевые игры. Выбор такого рода занятий для ребенка должен быть осторожным, взвешенным. В интернете есть немало развивающих компьютерных игр, предназначенных для возраста 3–5 лет. Сюжет часто вращается вокруг сказочных героев, историй о том, что им нужна помощь (что-то выбрать из предметов, сгруппировать их, навести порядок).

Любые ролевые игры для ребенка становятся средством постижения мира, способом выражения своей модели окружающей действительности. От родителей и педагогов зависит, станет ли этот вид деятельности полезным для получения дошкольником необходимых в жизни навыков, подготовки его к школе.

© mamac.ru 2012-2014. Все права на статью защищены.

Читайте также:

Логопедическая грамматика. Учим говорить детей правильно

Зачем детям игра? Роль сюжетно - ролевых игр в развитии и воспитании ребенка.

"Отойдите, Я САМ!" О кризисе 3-х лет 

10 идей для осенней прогулки с детьми 

Добрыми намерениями... Ошибки в воспитании 

Утомления ребенка, его причины и последствия. 

Скоро в школу ... Да здравствует игра!?   

 

Administrator
Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
Комментарии
Нет комментариев
Прямой эфир

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя *
Email *

Сообщение

Введите код с картинки

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: