Как научить ребенка писать? Важные моменты для родителей
3
10782

Научить малыша писать очень легко, но нужно ли это делать? Слишком раннее знакомство с ручкой и тетрадкой в линейку в будущем может обернуться не красивым почерком, а проблемами. Когда лучше приступать к изучению письменной грамоте? Почему сначала нужно научить «рисовать» печатные буквы? Как тренировать маленькие пальчики, чтобы они меньше уставали?
Известный педагог Василии Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев...». Давно известно, что развитие мелкой моторики - это развитие соответствующих отделов мозга, тренировка мускульной памяти, усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. Но здесь важно не упустить момент и сделать все необходимое, чтобы учиться малышу в начальной школе было легко. Владимир Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до 2 лет - иначе, по его мнению, могли неправильно закрепиться графомоторные навыки (движения пишущей руки) и угаснуть потенциальные способности. Когда же это действительно нужно делать?
Где же ваши ручки? Готовим ребенка к письму
Письмо - один из самых сложных процессов, которому маленькому человечку приходится обучаться. Умение писать требует не только хорошего развития мелких мышц руки, координации движений, но и усидчивости, терпения. Развитию именно этих навыков нужно уделять особое внимание, прежде чем переходить к написанию прописных букв, слогов и слов. Чем лучше подготовить руку ребенка к письму, тем легче ему потом будет освоить сам процесс. Что вам может мочь?
Игры на развитие тактильного восприятия тренируют чувствительность пальцев рук, помогая им научиться определять такие качества предмета, как мягкость и твердость, форма, вес, температура, текстура. «Узнавание» ребенком предметов на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно держать кисть, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными.
Массаж является одним из видов гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая эластичность и сократительную способность мышц. Массаж рук способствует снятию моторной напряженности мышц рук и развивает гибкость и подвижность пальцев.
Пальчиковые игры играют особую роль в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры - это инсценировка рифмованных историй и сказок при помощи пальцев. Они позволяют корректировать движения каждого пальчика в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр детки, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.
Работа с конструктором и мозаикой также направлена на совершенствование координации движений руки и развитие осязания. Детали мозаики и конструктора бывают разной формы, величины и цвета. Сначала можно предлагать ребенку несложные задания (сортировку деталей мозаики по цвету, величине или форме, выкладывание горизонтальных или вертикальных дорожек, простых узоров), затем - учить строить изображения по образцу и самостоятельно.
Лепка из глины, пластилина и теста хорошо развивает мелкую моторику, укрепляет мускулатуру пальцев, вырабатывает «тонкие» движения руки, закрепляет навыки осязательного обследования (в процессе лепки постоянно требуется что-то разминать, скатывать или сплющивать).
Рисование улучшает координацию движений пальцев и кисти руки, помогает преодолеть неуверенность и скованность движений. Это занятие очень полезное и любимое всеми детьми. Ведь рисовать можно разными материалом и способом - на бумаге, картоне, снегу, песке, запотевшем окне и асфальте! Малыша можно попросить обвести трафарет или перевести картинку через кальку, раскрасить ее или нарисовать самому.
Физкультурные упражнения хорошо тренируют мелкие мышцы кисти. Они основаны на хватательных движениях и дозировке силы руки и способствуют развитию точности движений. Вот несколько примеров таких занятий.
Игры с бигудями
• Катайте их между ладошками, используя как массажер;
• «липучие» бигуди цепляйте друг за друга - получается «конструктор»;
• из мягких и гнущихся бигудей выкладывайте буквы, цифры, фигуры.
Игры с перчатками. Пришейте на перчатку липучку для ткани так, чтобы большой палец мог приклеиваться косталь¬ным. Поочередно «приклеивайте» большой палец к остальным пальчикам руки. «Сухой бассейн». Наполните большую емкость крупой, фасолью, горохом, бобами, макаронными изделиями, пластиковыми пробками, колпачками от фломастеров и другими мелкими предметами. Попросите ребенка опустить в «бассейн» руки, и пусть он находит спрятанные там маленькие игрушки.
Игры с катушками от ниток
• Катайте катушки в ладошках;
• наматывайте нитки на катушку
Игры с носочками
• Наполните маленькие носочки (или мешочки) разной крупой. Пусть кроха мнет их одним пальчиком, двумя и всей ладонью. Такое занятие хорошо подходит для развития тактильных ощущений;
• пришейте большие бусины на носочки, наденьте получившийся массажер на руку и водите им по ладошке (спинке) ребенка.
Игры с зубными щетками.
Растирайте зубной щеткой сначала подушечку каждого пальчика, а затем медленно опускайтесь к его основанию. В самом конце помассируйте всю ладошку.
Игры с пуговицами, бусинами
• Покажите крохе, как нанизывать на леску крупные бусины и пуговицы, чередуя их;
• поиграйте в «лыжников»: поставьте указательный и средний пальцы в углубление больших пуговиц и двигайтесь по столу, имитируя ходьбу лыжника.
Игры со шнурками. Предложите ребенку разноцветные яркие шнурки: пусть он завязывает их, переплетает, выкладывает из них на столе фигуры, буквы и цифры.
Хорошим почерк формируется не у тех, кто раньше других научился писать прописные буквы, а у ребятишек, рука и восприятие которых были правильно и вовремя подготовлены к обучению письму!
Маленькие хитрости, как научить ребенка писать
Прежде чем показывать малышу, как писать буквы, нужно сначала научить его правильно держать в руке то, чем он будет это делать, -карандаш, ручку, фломастер. Начинать можно с 2-2,5 лет, когда ребенок уже может фиксировать и запоминать правильное положение руки. Есть несколько простых способов, которые позволяют малышу освоить правильное положение пальцев и кисти руки.
Способ 1. Специально разработанные насадки на карандаши. Благодаря им взять карандаш неправильно просто невозможно! Такие «тренажеры» есть как для правшей, так и для левшей.
Способ 2. Упражнения. Например, попросите ребенку безымянным пальцем и мизинцем зажать салфетку, а свободными пальцами взять карандаш - правильный захват образуется естественным способом. Вариант для самых маленьких: предложите крохе «уложить» карандаш спать. Что делаем? Кладем карандаш в «кроватку» - на средний пальчик, под голову «подушечку» - указательный, а сверху «одеялко» - большой пальчик.
Способ 3. Использование трехгранных ручек и карандашей, которые благодаря своей форме позволяют детским пальцам принять естественное и правильное положение (обхватить карандаш с трех сторон). Если говорить о толщине карандаша, то, чем младше ребенок, тем толще должен быть карандаш. Навык письма только-только начинает формироваться, и удержать тонкий стержень (а тем более манипулировать им!) гораздо сложнее.
От точки к букве
Начинать обучение письму можно с обычных штрихов или палочек, которые малыш будет рисовать на чистом листе бумаги так, как ему хочется. Пусть кроха привыкает к положению руки, которое необходимо для письма, и учится контролировать ее движения. Постепенно можно переходить к рисованию «узоров» на линованном листе бумаге - такое занятие прекрасно тренирует глазомер и помогает сформировать чувство границ строки. В дальнейшем в освоении первых письменных навыков вам помогут:
Раскраски. Раскрашивание картинок - одно из самых любимых занятий детей. Раскраски можно предлагать малышу уже с трех лет. Нужно только подобрать их соответственно возрасту ребенка, его интересам и предпочтениям. Чем младше кроха, тем крупнее должны быть картинки, которые он будет раскрашивать. Когда его рука освоит элементарные движения, необходимые для раскрашивания, усложняйте задачи. Покажите, как можно раскрасить картинку методом штриховки, и попросите малыша сделать это самостоятельно. Пусть он заштриховывает рисунок с наклоном влево, вправо, сверху вниз, снизу вверх, от центра к краю и наоборот.
Рисование. Полезно рисовать вместе с ребенком изображения, в которых сочетаются разные линии: вертикальные, горизонтальные, прямые, волнистые. Это хорошее упражнение для тренировки глазомера и развития навыка равномерного движения руки по бумаге.
Прописи. Работа с детскими прописями хорошо дополняет занятия с раскрасками. В таких тетрадках вместо букв малышу нужно обводить разные фигуры, контуры, изображения, завитки и черточки.
Буквы.В возрасте 5-6 лет можно начинать изучать написание печатных букв. Здесь важно объяснить и показать ребенку, в какой последовательности пишутся элементы букв, с какими пропорциями. Начинать надо с самых простых букв («о», «с», «а», «л»), постепенно переходя к более сложному написанию. Закрепляйте навык, регулярно прося ребенка написать свое имя (например, на тетрадках, развивающих книжках и журналах, подписать открытку и т. п.)
Начиная учить ребенка писать, настройтесь на то, что не все сразу будет получаться. Сначала успехи будут скромные: малыши во время письма сильно сжимают карандаш, и пальчики быстро устают. Не заставляйте ребенка писать слишком долго и регулярно (через 3-5 минут де¬лайте упражнения на расслабление: несколько раз сожмите и разожмите пальчики, помассируйте предплечья и кисти).
до 4-5 лет не стоит давать детям ручки и фломастеры: для того чтобы с их помощью получить линию, нужно лишь слегка надавить. Рисование карандашами требует определенных усилий, что формирует нажим, необходимый для дальнейшего письма. лучше всего в раннем возрасте использовать простые и цветные карандаши, кисточки, восковые мелки, а ручки и фломастеры отложить до начальной школы
Лови момент. Когда начинать учить дошкольника прописным буквам?
Многие родители задаются вопросом: «Нужно ли начинать учить дошкольника прописным буквам»? Одни скажут: «Да, в школе будет проще». Другие возразят: «Нет, еще рано». Как поступить? Конечно, развивать движения пишущей руки (и учиться писать) необходимо, но сначала ребенок должен усвоить, отложить у себя в памяти графический образ печатных букв. Буквы прописные - куда более сложные элементы для неподготовленного восприятия и неподготовленной руки малыша. С ребенком старшего дошкольного возраста, который уже умеет выводить карандашом печатные буквы, можно заниматься с прописями-раскрасками, в которых есть отдельные элементы прописных букв, и использовать тетрадь в линейку. Есть еще один момент, объясняющий, почему не стоит сразу переходить к полноценному письму. Осваивая каждую конкретную букву на бумаге, нужно строго следовать правилу ее написания и соединения с другими буквами. Мало кто из родителей знает или помнит, что это за правила. Представьте себе такую ситуацию: вы уже научили ребенка соединять между собой буквы и писать слова, а в первом классе учитель иначе объяснит ему, как буква «о» соединяется с буквой «б» (или «о» с «м»). Для первоклашки большую роль играет то, как оценивает его работу учитель, и тут он узнает, что пишет неправильно. Конечно, последуют лишние переживания. Кому это нужно? Лучше непосредственно в ходе обучения в первом классе уточнить у педагога, какие прописи приобрести для занятий дома, и потихоньку, после уроков, практиковаться с ребенком. Кроме того, у детей, которые слишком рано научились писать, часто портится почерк из-за того, что рука еще не натренировалась и быстро устает.
Читайте также:
Пальчиковые игры, песенки, игры по методике Железновых
Раскраски и Прописи для малышей
Грамматические игры с детьми 4 - 6 лет. Логопедическая грамматика
Логопедические упражнения для мальчиков.
Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях.
Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях. Логопедические упражнения для дошкольников
Творческие занятия для детей младшего школьного возраста
Упражнения для развитие речи ребенка "Противоположности"
Развивающие упражнения для детей 2 - 4 лет. Математика для малышей и общее развит