Как научить ребенка писать? Важные моменты для родителей 3 4381

11.02.2015

Научить малыша писать очень легко, но нужно ли это делать? Слишком раннее знакомство с ручкой и тетрадкой в линейку в будущем может обернуться не красивым почерком, а проблемами. Когда лучше приступать к изучению письменной грамоте? Почему сначала нужно научить «рисовать» печатные буквы? Как тренировать маленькие пальчики, чтобы они меньше уставали?

Известный педагог Василии Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев...». Давно известно, что развитие мелкой моторики - это развитие соответствующих отделов мозга, тренировка мускульной памяти, усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. Но здесь важно не упустить момент и сделать все необходимое, чтобы учиться малышу в начальной школе было легко. Владимир Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до 2 лет - иначе, по его мнению, могли неправильно закрепиться графомоторные навыки (движения пишущей руки) и угаснуть потенциальные способности. Когда же это действительно нужно делать?

Где же ваши ручки? Готовим ребенка к письму

Письмо - один из самых сложных процессов, которому маленькому человечку приходится обучаться. Умение писать требует не только хорошего развития мелких мышц руки, координации движений, но и усидчивости, терпения. Развитию именно этих навыков нужно уделять особое внимание, прежде чем переходить к написанию прописных букв, слогов и слов. Чем лучше подготовить руку ребенка к письму, тем легче ему потом будет освоить сам процесс. Что вам может мочь?

Игры на развитие тактильного восприятия тренируют чувствительность пальцев рук, помогая им научиться определять такие качества предмета, как мягкость и твердость, форма, вес, температура, текстура. «Узнавание» ребенком предметов на ощупь в  дальнейшем дает возможность правильно держать кисть, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными.

Массаж является одним из видов гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая эластичность и сократительную способность мышц. Массаж рук способствует снятию моторной напряженности мышц рук и развивает гибкость и подвижность пальцев.

Пальчиковые игры играют особую роль в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры - это инсценировка рифмованных историй и сказок при помощи пальцев. Они позволяют корректировать движения каждого пальчика в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр детки, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Работа с конструктором и мозаикой также направлена на совершенствование координации движений руки и развитие осязания. Детали мозаики и конструктора бывают разной формы, величины и цвета. Сначала можно предлагать ребенку несложные задания (сортировку деталей мозаики по цвету, величине или форме, выкладывание горизонтальных или вертикальных дорожек, простых узоров), затем - учить строить изображения по образцу и самостоятельно.

Лепка из глины, пластилина и теста хорошо развивает мелкую моторику, укрепляет мускулатуру пальцев, вырабатывает «тонкие» движения руки, закрепляет навыки осязательного обследования (в процессе лепки постоянно требуется что-то разминать, скатывать или сплющивать).

Рисование улучшает координацию движений пальцев и кисти руки, помогает преодолеть неуверенность и скованность движений. Это занятие очень полезное и любимое всеми детьми. Ведь рисовать можно разными материалом и способом - на бумаге, картоне, снегу, песке, запотевшем окне и асфальте! Малыша можно попросить обвести трафарет или перевести картинку через кальку, раскрасить ее или нарисовать самому.

Физкультурные упражнения хорошо тренируют мелкие мышцы кисти. Они основаны на хватательных движениях и дозировке силы руки и способствуют развитию точности движений. Вот несколько примеров таких занятий.

Игры с бигудями

•          Катайте их между ладошками, используя как массажер;

•          «липучие» бигуди цепляйте друг за друга - получается «конструктор»;

•          из мягких и гнущихся бигудей выкладывайте буквы, цифры, фигуры.

Игры с перчатками. Пришейте на перчатку липучку для ткани так, чтобы большой палец мог приклеиваться косталь¬ным. Поочередно «приклеивайте» большой палец к остальным пальчикам руки. «Сухой бассейн». Наполните большую емкость крупой, фасолью, горохом, бобами, макаронными изделиями, пластиковыми пробками, колпачками от фломастеров и другими мелкими предметами. Попросите ребенка опустить в «бассейн» руки, и пусть он находит спрятанные там маленькие игрушки.

Игры с катушками от ниток

•          Катайте катушки в ладошках;

•          наматывайте нитки на катушку

Игры с носочками

•          Наполните маленькие носочки (или мешочки) разной крупой. Пусть кроха мнет их одним пальчиком, двумя и всей ладонью. Такое занятие хорошо подходит для развития тактильных ощущений;

•          пришейте большие бусины на носочки, наденьте получившийся массажер на руку и водите им по ладошке (спинке) ребенка.

Игры с зубными щетками.

Растирайте зубной щеткой сначала подушечку каждого пальчика, а затем медленно опускайтесь к его основанию. В самом конце помассируйте всю ладошку.

Игры с пуговицами, бусинами

•          Покажите крохе, как нанизывать на леску крупные бусины и пуговицы, чередуя их;

•          поиграйте в «лыжников»: поставьте указательный и средний пальцы в углубление больших пуговиц и двигайтесь по столу, имитируя ходьбу лыжника.

Игры со шнурками. Предложите ребенку разноцветные яркие шнурки: пусть он завязывает их, переплетает, выкладывает из них на столе фигуры, буквы и цифры.

Хорошим почерк формируется не у тех, кто раньше других научился писать прописные буквы, а у ребятишек, рука и восприятие которых были правильно и вовремя подготовлены к обучению письму!

 

Маленькие хитрости, как научить ребенка писать

Прежде чем показывать малышу, как писать буквы, нужно сначала научить его правильно держать в руке то, чем он будет это делать, -карандаш, ручку, фломастер. Начинать можно с 2-2,5 лет, когда ребенок уже может фиксировать и запоминать правильное положение руки. Есть несколько простых способов, которые позволяют малышу освоить правильное положение пальцев и кисти руки.

Способ 1. Специально разработанные насадки на карандаши. Благодаря им взять карандаш неправильно просто невозможно! Такие «тренажеры» есть как для правшей, так и для левшей.

Способ 2. Упражнения. Например, попросите ребенку безымянным пальцем и мизинцем зажать салфетку, а свободными пальцами взять карандаш - правильный захват образуется естественным способом. Вариант для самых маленьких: предложите крохе «уложить» карандаш спать. Что делаем? Кладем карандаш в «кроватку» - на средний пальчик, под голову «подушечку» - указательный, а сверху «одеялко» - большой пальчик.

Способ 3. Использование трехгранных ручек и карандашей, которые благодаря своей форме позволяют детским пальцам принять естественное и правильное положение (обхватить карандаш с трех сторон). Если говорить о толщине карандаша, то, чем младше ребенок, тем толще должен быть карандаш. Навык письма только-только начинает формироваться, и удержать тонкий стержень (а тем более манипулировать им!) гораздо сложнее.

От точки к букве

Начинать обучение письму можно с обычных штрихов или палочек, которые малыш будет рисовать на чистом листе бумаги так, как ему хочется. Пусть кроха привыкает к положению руки, которое необходимо для письма, и учится контролировать ее движения. Постепенно можно переходить к рисованию «узоров» на линованном листе бумаге - такое занятие прекрасно тренирует глазомер и помогает сформировать чувство границ строки. В дальнейшем в освоении первых письменных навыков вам помогут:

Раскраски. Раскрашивание картинок - одно из самых любимых занятий детей. Раскраски можно предлагать малышу уже с трех лет. Нужно только подобрать их соответственно возрасту ребенка, его интересам и предпочтениям. Чем младше кроха, тем крупнее должны быть картинки, которые он будет раскрашивать. Когда его рука освоит элементарные движения, необходимые для раскрашивания, усложняйте задачи. Покажите, как можно раскрасить картинку методом штриховки, и попросите малыша сделать это самостоятельно. Пусть он заштриховывает рисунок с наклоном влево, вправо, сверху вниз, снизу вверх, от центра к краю и наоборот.

Рисование. Полезно рисовать вместе с ребенком изображения, в которых сочетаются разные линии: вертикальные, горизонтальные, прямые, волнистые. Это хорошее упражнение для тренировки глазомера и развития навыка равномерного движения руки по бумаге.

Прописи. Работа с детскими прописями хорошо дополняет занятия с раскрасками. В таких тетрадках вместо букв малышу нужно обводить разные фигуры, контуры, изображения, завитки и черточки.

Буквы.В возрасте 5-6 лет можно начинать изучать написание печатных букв. Здесь важно объяснить и показать ребенку, в какой последовательности пишутся элементы букв, с какими пропорциями. Начинать надо с самых простых букв («о», «с», «а», «л»), постепенно переходя к более сложному написанию. Закрепляйте навык, регулярно прося ребенка написать свое имя (например, на тетрадках, развивающих книжках и журналах, подписать открытку и т. п.)

Начиная учить ребенка писать, настройтесь на то, что не все сразу будет получаться. Сначала успехи будут скромные: малыши во время письма сильно сжимают карандаш, и пальчики быстро устают. Не заставляйте ребенка писать слишком долго и регулярно (через 3-5 минут де¬лайте упражнения на расслабление: несколько раз сожмите и разожмите пальчики, помассируйте предплечья и кисти).

до 4-5 лет не стоит давать детям ручки и фломастеры: для того чтобы с их помощью получить линию, нужно лишь слегка надавить. Рисование карандашами требует определенных усилий, что формирует нажим, необходимый для дальнейшего письма. лучше всего в раннем возрасте использовать простые и цветные карандаши, кисточки, восковые мелки, а ручки и фломастеры отложить до начальной школы

Лови момент. Когда начинать учить дошкольника прописным буквам?

Многие родители задаются вопросом: «Нужно ли начинать учить дошкольника прописным буквам»? Одни скажут: «Да, в школе будет проще». Другие возразят: «Нет, еще рано». Как поступить? Конечно, развивать движения пишущей руки (и учиться писать) необходимо, но сначала ребенок должен усвоить, отложить у себя в памяти графический образ печатных букв. Буквы прописные - куда более сложные элементы для неподготовленного восприятия и неподготовленной руки малыша. С ребенком старшего дошкольного возраста, который уже умеет выводить карандашом печатные буквы, можно заниматься с прописями-раскрасками, в которых есть отдельные элементы прописных букв, и использовать тетрадь в линейку. Есть еще один момент, объясняющий, почему не стоит сразу переходить к полноценному письму. Осваивая каждую конкретную букву на бумаге, нужно строго следовать правилу ее написания и соединения с другими буквами. Мало кто из родителей знает или помнит, что это за правила. Представьте себе такую ситуацию: вы уже научили ребенка соединять между собой буквы и писать слова, а в первом классе учитель иначе объяснит ему, как буква «о» соединяется с буквой «б» (или «о» с «м»). Для первоклашки большую роль играет то, как оценивает его работу учитель, и тут он узнает, что пишет неправильно. Конечно, последуют лишние переживания. Кому это нужно? Лучше непосредственно в ходе обучения в первом классе уточнить у педагога, какие прописи приобрести для занятий дома, и потихоньку, после уроков, практиковаться с ребенком. Кроме того, у детей, которые слишком рано научились писать, часто портится почерк из-за того, что рука еще не натренировалась и быстро устает.

 

Читайте также:

Пальчиковые игры, песенки, игры по методике Железновых

Пальчиковые игры для малышей

Развитие общей моторики

Раскраски и Прописи для малышей

Грамматические игры с детьми 4 - 6 лет. Логопедическая грамматика

Логопедические упражнения для мальчиков.

Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях.

Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях. Логопедические упражнения для дошкольников

Дыхательная гимнатика

Творческие занятия для детей младшего школьного возраста

Упражнения для развитие речи ребенка "Противоположности"

Математика для дошкольников

Развивающие упражнения для детей 2 - 4 лет. Математика для малышей и общее развит

 

Евгения Карповская, Елена Полякова. Журнал «Счастливые родители», 02.15
Данное действие доступно только для зарегистрированного пользователя. Пожалуйста, зарегистрируйтесь
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин:
Комментарии
Нет комментариев
Прямой эфир

Хочешь добавить информацию, сделать предложение или сообщить об ошибке?

Имя *
Email *

Сообщение

Введите код с картинки

Поддержать «Мамину страницу»

Для желающих финансово поддержать «Мамину Страницу»

Уважаемые Читатели и Друзья сайта «Мамина страница», Мамочки и Будущие Мамочки, а также все, кто интересуется освещаемыми у нас вопросами. Вот уже 3 года мы работаем для Вас! Именно 3 года назад мы решили создать подобный ресурс, который бы независимо и всесторонне освещал вопросы, возникающие у родителей на всех этапах роста и развития ребенка.

По мере работы мы воплощаем в жизнь наши идеи и делаем сайт более информативным, позитивным, интересным и полезным. Мы, в основном, существуем на средства нашего спонсора. Его вложения позволяют нашему сайту существовать и развиваться. Однако, мы можем сделать гораздо больше, если у нас появятся дополнительные средства.

Если Вы хотите финансово поддержать «Мамину Страницу» небольшой суммой до 1000 рублей, посылайте Ваши средства на наш Яндекс кошелек 410012239122570 (используя кнопки ниже) или на WebMoney кошелек R423169972275. По поводу больших сумм - пожалуйста связывайтесь с нами по электронной почте.

С уважением «Мамина Страница»

16+
Добавить в закладки
Вход

Восстановление по логину

Введите свой логин: